В середине 30-х гг. американская фирма «Дуглас» создала поистине революционный двухмоторный пассажирский самолет DC-3. Его высокие летные данные и достаточно большая вместимость привлекли внимание не только американских компаний, но и многочисленных зарубежных заказчиков. Среди последних был и Советский Союз, не ограничившийся приобретением готовых самолетов, но закупивший также лицензию на его производство.
Выпуск машин под обозначением ПС-84 наладили в 1939 г. на заводе № 84 в подмосковных Химках. После эвакуации предприятия во второй половине 1941 г. производство перенесли на авиазавод в Ташкенте. Выпускаемые здесь самолеты получили обозначение Ли-2 — по фамилии В.П. Лисунова, занимавшегося внедрением машины в производство. В 1942 г. начался выпуск вооруженного варианта Ли-2ВП («военного применения»), применявшегося в качестве транспортной машины и бомбардировщика. Самолет комплектовался оборонительным стрелковым вооружением, бомбодержателями и бомбовым прицелом.
Общий объем выпуска Ли-2, продолжавшегося до 1952 г. (в послевоенное время — только в невооруженном варианте), составил 4937 самолетов. Точное количество построенных самолетов в вооруженном варианте неизвестно.
Летно-технические характеристики самолета Ли-2ВП
- Двигатели: М-62ИР
- мощность, л.с.: 1000
- Размах крыла, м.: 28,81
- Длина самолета, м.: 19,65
- Высота самолета, м.: 5,16
- Площадь крыла, кв. м.: 91,70
- Масса, кг:
- пустого самолета: 7700
- взлетная: 10 500
- Максимальная скорость, км/ч: 300
- Практический потолок, м.: 10 500
- Дальность полета, км.: 2350
Основная модификация Ли-2
Ли-2ВП — 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения М-62ИР (1000 л.с; лицензионный вариант американского мотора «Райт» «Циклон»); небольшая серия выпущена с двигателями М-88 (1100 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемета ШКАС (по 1 в носовой неподвижной установке, верхней турели и двух шкворневых установках в боковых окнах); в ходе производства стали монтировать новую верхнюю турель с 12,7-мм пулеметом УБТ. Самолеты с моторами М-88 вооружались только одним пулеметом в турели — ШКАСом, а позже УБТ. Масса бомбовой нагрузки, размещаемой на внешних узлах под центропланом — 1000 кг (4 250-кг бомбы); в перегруз — до 2000 кг (4 500-кг бомбы). Экипаж — 6 человек.
Боевое использование Ли-2
Первоначально самолеты ПС-84 и Ли-2 использовались в ВВС РККА исключительно в качестве транспортных. В апреле 1942 г. была сформирована 1-я авиатранспортная дивизия (101-й и 102-й полки), вошедшая в состав АДД. Сначала она располагала лишь транспортными Ли-2, но вскоре их прямо в частях начали оснащать бомбардировочным вооружением, а из Ташкента начали поступать и Ли-2ВП, приспособленные для применения в качестве ударных уже на заводе. К середине года численность ударных машин достигла 180 единиц. По мере поставок Ли-2ВП ими перевооружались другие части и соединения АДД — прежде всего те, что раньше летали на ТБ-3. К началу 1944 г. в Авиации дальнего действия на Ли-2ВП летало уже 5 дивизий (10 полков) — по две в 5-м и 7-м корпусах и одна в 6-м.
Универсальность Ли-2ВП позволила возложить на вооруженные ими части широкий спектр задач. Самолеты из полков АДД осуществляли транспортные перевозки, летали к партизанам, буксировали грузовые планеры, обеспечивали высадку десантов. Подавляющее большинство вылетов осуществлялось ночью. Когда в сентябре 1943 г. планировалась крупная воздушно-десантная операция на Букринском плацдарме с привлечением 1-й, 53-й и 62-й дивизий АДД, вооруженных Ли-2, выброску решили проводить ночью, поскольку экипажи имели незначительный опыт полетов днем!
В качестве бомбардировщика Ли-2ВП привлекался для ночных ударов по целям, удаленным на расстояние не более 200-300 км от линии фронта. Самолеты действовали по коммуникациям противника, тыловым аэродрома, реже — по скоплениям войск. Выполняя тактические задачи, Ли-2ВП приняли участие во всех крупных сражениях 1942-1945 гг. Так, экипажи 102-го полка бомбили вражеские переправы через Дон во время Сталинградской битвы, 1-го гвардейского — наносили удары по железнодорожным узлам, обеспечивая наступление Красной армии на юге Украины, 325-го — бомбили позиции немецкой тяжелой артиллерии под Ленинградом. Налеты осуществлялись колонной одиночных самолетов с интервалами между машинами 2-3 мин — полеты ночью в плотном строю не практиковались.
Соединения, вооруженные Ли-2ВП, принимали участие в обеих стратегических операциях АДД, проведенных во время Великой Отечественной войны. В феврале 1944 г. состоялось 6 массированных налетов на Хельсинки, Оулу, Котку и Турку, а в сентябре — 4 налета на Будапешт, Дебрецен и Сегед. А 7 и 8 апреля 1945 г. Ли-2ВП единственный раз за всю войну бомбили цели днем — они участвовали в налетах на Кенигсберг.
По состоянию на 10 мая 1945 г. в составе 18-й ВА (бывшей АДД) насчитывалось 593 Ли-2ВП, и этот тип самолета был в ней самым массовым. Три дивизии 18-й ВА, вооруженные Ли-2ВП, были переброшены на Дальний Восток, но в войне против Японии они выполняли исключительно транспортные задания. В 1946 г. в составе Дальней авиации Ли-2 не осталось — их передали в транспортно-десантные части.
Создание Ли-2ВП было вынужденным решением, призванным хоть как-то компенсировать потери дальних бомбардировщиков, понесенные в начальный период войны. Небольшая скорость и скромная бомбовая нагрузка самолета не соответствовали стандартам первой половины 40-х гг. Тем не менее, Ли-2ВП оказался почти идеальной машиной для АДД ввиду многогранности решаемых этим родом авиации задач. Внедрение Ли-2ВП позволило существенно пополнить парк ударных машин, которые при необходимости можно было использовать в качестве транспортных. Но такой компромисс военного времени оказался излишним, и в послевоенное время Ли-2 вернулись к более подходящим для них транспортным задачам.
Выпуск самолётов Ли-2 (1939 — 1953 гг.)[1]
Модель | Завод | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 | 1953 | Всего |
Ли-2П | №84 | 6 | 51 | 102 | 10 | 40 | 21 | 39 | 57 | 93 | 60 | 81 | 110 | 44 | 742 | ||
№124 | 10 | ||||||||||||||||
№126 | 10 | 8 | |||||||||||||||
Ли-2Т | №84 | 135 | 386 | 641 | 617 | 458 | 142 | 312 | 231 | 208 | 233 | 232 | 202 | 86 | 4218 | ||
№126 | 40 | 148 | 147 |
ПРИМЕЧАНИЯ
- Статистика серийного выпуска Ли-2 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 198 [↩]
Оставьте свой отзыв