В 1933 г. ВМС Франции объявили конкурс на создание недорогого одномоторного гидросамолета для патрулирования прибрежных вод. Среди пяти фирм, представивших свои проекты, была и «Лиор эт Оливье». Её главный конструктор М. Бенуа разработал проект под обозначением Н.43 — поплавковый моноплан со среднерасположенным крылом и большой подфюзеляжной гондолой для наблюдателя. Конструкция планера была цельнометаллической, обшивка — частично полотняная, а частично — дюралевая. Консоли крыла складывались, а самолет был приспособлен для старта с катапульты, что позволяло применять Н.43 с кораблей.
Результаты конкурса были неутешительными: ни один из представленных проектов не отвечал требованиям заказчика, и лишь предложение «Лиор эт Оливье» признали имеющим достаточный потенциал для развития. Фирме заказали прототип Н.43.01, впервые поднявшийся в воздух 4 декабря 1934 г. Машина с 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 9Va (575 л.с.) продемонстрировала неплохие летные данные. В мае 1936 г. флот заказал 20 серийных машин, но выполнение заказа сильно затянулось по двум причинам: во-первых, французская авиапромышленность переживала стадию реорганизации, в ходе которой фирма «Лиор эт Оливье» вошла в состав государственного концерна SNCASE, а во-вторых — потребовалось внесение некоторых изменений в конструкцию Н.43. Прежде всего переделали фюзеляж, получивший характерный «горб», верхнюю турель заменили более компактной убирающейся установкой. Также внесли изменения в поплавки, увеличив емкость расположенных в них топливных баков.
Серийное производство Н.43 осуществлял завод SNCASE в Берре. Первая серийная машина была выпущена лишь в июле 1939 г. — 4,5 года спустя после начала испытаний прототипа. До мая 1940 г. изготовили 20 серийных LeO Н.43.
Основная модификация гидросамолёта
Лиор эт Оливье LeO Н.43 — двигатель HS 9Vb (650 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,5-мм пулемета (синхронный MAC 1934 и «Дарн» на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки — 150 кг (две 75-кг бомбы). Экипаж — 3 человек.
Лётно-технические характеристики
- Двигатель: Испано-Сюиза HS 9Vb
- мощность, п.с.: 650
- Размах крыла, м.: 16,0
- Длина самолета, м.: 10,90
- Высота самолета, м.: 4,70
- Площадь крыла, кв. м.: 36,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1760
- максимальная взлетная: 3375
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 260
- Крейсерская: 210
- Время набора высоты 3000 м., мин.: 19
- Потолок, м.: 6200
- Дальность полета, км.: 800
Боевое использование самолётов Liore et Olivier H.43
Поставки LeO Н.43 в строевые части начались в январе 1940 г. Ими вооружили две эскадрильи, дислоцировавшиеся на Средиземноморском побережье Франции, — 3S5 в Иере (6 самолетов) и 3S1 в Сен-Мандрие (9 машин). Все участие LeO Н.43 в боевых действиях свелось к патрульным вылетам во время короткой кампании против Италии в июне 1940 г. В августе 1940 г. обе эскадрильи были расформированы, а их самолеты поставлены на консервацию. Когда в ноябре 1942 г. Южную Францию оккупировал Вермахт, устаревшие LeO Н.43 интереса у новых хозяев не вызвали и были отправлены на слом.
Гидросамолет Лиор эт Оливье LeO Н.43 уже к моменту начала серийного выпуска был устаревшим и не нашел широкого применения во французской морской авиации.
Оставьте свой отзыв