С 1932 г. фирма «Луар-Ньюпор» в инициативном порядке занималась разработкой палубного пикирующего бомбардировщика для французского флота. Работы возглавлял авиаконструктор М. Пильон, последовательно создавший несколько опытных образцов. Первым из них стал Ni. 140 (LN.140), испытывавшийся с марта 1935 г.
Двухместная одномоторная машина весьма напоминала Ju 87А с его характерными обтекателями-«штанинами» неубирающегося шасси и крылом типа «обратная чайка». По результатам испытаний было решено модифицировать самолет, снабдив его полуубирающимся шасси. Самолет, названный LN.40, унаследовал от предшественника крыло, фюзеляж взяли от опытного истребителя Ni. 161. В качестве силовой установки применили 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения HS 12Xcrs (690 л.с). Теперь пикировщик стал одноместным.
Прототип LN.40 был облетан в июне 1938 г. испытания показали необходимость увеличить площадь вертикального оперения, что и сделали, добавив на концы стабилизатора килевые шайбы. Модифицированная машина возобновила летные испытания в сентябре 1938 г. К тому времени флот уже заказал 6 предсерийных самолетов, впоследствии дополненный контрактом на 36 серийных машин LN.401. Интерес к самолету проявили и ВВС, находившиеся под впечатлением успешного применения «штук» в Испании и заказавшие 40 самолетов LN.411.
Поставки начались в мае 1939 г. Последующие контракты довели общий объем заказов до 152 машин, но выпущено было менее 100, включая 24 самолета LN.401 и LN.411, собранных для авиации Виши (их производство завершилось в марте 1942 г.).
Летно-технические характеристики самолета Loire Nieuport LN.401
- Двигатель: Испано-Сюиза HS 12Xcrs
- мощность, л.с.: 690
- Размах крыла, м.: 14,0
- Длина самолета, м.: 9,75
- Высота самолета, м.: 3,5
- Площадь крыла, кв. м.: 24,76
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2135
- взлетная: 2823
- Скорость максимальная, км/ч: 381
- Потолок, м.: 9500
- Дальность полета, км.: 1200
Основные модификации самолётов Луар-Ньюпор
Луар-Ньюпор LN.401 — палубный пикировщик. Двигатель HS 12Xcrs (690 л.с). Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка, стреляющая через вал винта, 2 7,5-мм синхронных пулемета, в бортовой электронике использованы специальные частотные преобразователи. Масса бомбовой нагрузки — 225 кг (максимальная — до 500 кг). Экипаж — 1 человек. Изготовлено 15 самолетов до июня 1940 г. и ещё некоторое количество в рамках партии из 24 машин, собранных для авиации Виши.
Луар-Ньюпор LN.411 — вариант для ВВС Франции, отличающийся от LN.401 нескладывающимся крылом, отсутствием посадочного крюка и надувных поплавков для аварийной посадки на воду. Выпущено 57 самолетов до июня 1940 г. и несколько — в рамках партии из 24 машин для авиации Виши.
Боевое использование самолёта Луар-Ньюпор LN-401
Первые LN.401 были приняты флотом в ноябре 1939 г. К тому времени ВВС уже решили отказаться от своих LN.411, сочтя их летные данные слишком низкими, и такие самолеты тоже поставлялись морской авиации. Самолетами вооружили эскадрильи АВ2 и АВ4. Поскольку единственный французский авианосец «Беарн» использовался в качестве авиатранспорта, доставляя самолеты, закупленные в США, обе АЭ базировались на берегу.
По состоянию на 10 мая 1940 г. АВ2 располагала 10 LN.401, а АВ4 — 12 LN.411. Самолеты эскадрильи АВ2 участвовали в боях с первых дней немецкого блицкрига, совершая боевые вылеты в районе Вальхерена и Бевеландских о-вов. С 17 мая к ним присоединились машины АВ4. 19 мая обе эскадрильи атаковали перекресток дорог в Берленоне. При этом 10 самолетов из 20, участвовавших в налете, были сбиты, а остальные — повреждены.
К 22 мая каждая из эскадрилий имела по 5 самолетов, но в боях против вермахта они уже не участвовали, поскольку большинство наземного персонала попало в плен. Самолеты же перегнали на юг Франции. Впоследствии они совершили несколько вылетов на разведку итальянского побережья 14 июня пикировщики прикрывали с воздуха французские корабли, обстреливавшие Геную, а 18-го участвовали в ночном налете на порт Империя. 25 июня пикировщики перелетели в Северную Африку. В составе авиации Виши самолеты не эксплуатировались (хотя, как уже отмечалось, была выпущена дополнительная партия LN.401 и LN.411).
Пикировщики и бомбардировщики Второй мировой войны Луар-Ньюпор LN.401 и LN.411 нельзя признать удачными самолетами. В первую очередь это обуславливалось малой мощностью силовой установки — а отсюда проистекали и низкие скоростные качества машин, и малая боевая нагрузка.
Схемы и чертежи Луар-Ньюпор LN-401
Оставьте свой отзыв