В начале 1933 г. Вилли Мессершмитт начал проектирование одномоторного четырехместного туристского (спортивного) самолета, ориентированного на участие в популярных в то время в Европе ежегодных соревнованиях «Челлендж». Машина, получившая обозначение М-37, вскоре смененное на Bf 108, была весьма новаторской конструкцией: цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. На фирме параллельно велась постройка 6 экземпляров (прототипов, являющихся и предсерийными машинами), предназначенных для участия в «Челлендже» 1934 г. Первая машина Bf-108V1 была облетана 13 июня 1934 г.
Самолеты первой партии, названные Bf 108А, комплектовались 8-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Хирт» НМ 8U (225 л.с.) — за исключением одного экземпляра, получившего 6-цилиндровый двигатель «Аргус» As 17В (220 л.с). В соревнованиях приняли участие 4 Bf 108А, показавшие неплохие результаты. Это побудило рейхсминистерство авиации в начале 1935 г. заказать 32 «Тайфуна» для гражданской авиации, рассматривалась также возможность применения их в люфтваффе в качестве связных.
Поставки предсерийных Bf 108В-0 начались в июле 1935 г., серийных — в декабре. Выпуск продолжался до начала 1944 г. Общее количество построенных в Германии (и оккупированной Франции) «Тайфунов» оценивается в 885 единиц, ещё 285 изготовили во Франции после войны.
Основные модификации
- Bf 108В — в отличие от Bf 108А вместо хвостового костыля применено колесо. Увеличен размах крыла, внесены некоторые другие изменения. На трех предсерийных Bf 108 установлены двигатели «Хирт» НМ 8U (225 л.с), на серийных — 8-цилиндровые «Аргус» As 110С (240 л.с). Выпускалась гражданская модификация Bf 108В-1 и военная Bf 108В-2, отличавшаяся составом оборудования и отсутствием возможности складывания крыла. Выпуск последней начался в 1938 г. параллельно с гражданским вариантом, а с 1939 г. выпускался только Bf 108В-2. В общей сложности на заводе «Мессершмитт» в Аугсбурге изготовлено 601 самолет (до 1942 г.), а на предприятии SNCAN в Ле Мюро (Франция) — 81 машина в 1942-1943 гг.
- Bf 108С-1 — единственный экземпляр, получивший 7-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Сименс» Sh 14А (160 л.с).
- Bf 108D-1 -двигатель As 10R (240 л.с), новый, более надежный стартер, усовершенствованная система вентиляции кабины и ряд других изменений. На заводе в Аугсбурге выпущена 131 машина, в Ле Мюро — 80 (в 1943-1944 гг.).
- «Норд» 1000/1001/1002 «Пингвин» — самолеты послевоенной французской постройки. «Норд» 1000 комплектовались моторами As 10R, «Норд» 1001 — 6-цмлиндровыми «Рено» 6Q-11 (235 л.с), «Норд» 1002 -«Рено» 6Q-10 (240 л.с).
- Me 208 — дальнейшее развитие самолета. Машина получила шасси с носовым колесом. В 1944 г. в Ле Мюро построили два прототипа, а серийное производство осуществлялось уже после войны под обозначением «Норд» 1100 «Норальфа».
Летно-технические характеристики самолета Мессершмитт Bf 108В-2 Тайфун
- Двигатель: «Аргус» As 10С-3
- мощность, л.с.: 240
- Размах крыла, м.: 10,61
- Длина самолета, м.: 8,29
- Высота самолета, м.: 2,02
- Площадь крыла, кв. м.: 16,40
- Масса, кг:
- пустого самолета: 880
- взлетная: 1380
- Скорость, км/ч:
- максимальная: 303
- крейсерская: 265
- Время набора высоты, мин:
- 1000 м.: 3,1
- 2000 м.: 7,0
- Практический потолок, м.: 4800
- Дальность полета, км.: 1200
Боевое использование Мессершмитт Ме-108 Тайфун
В люфтваффе самолеты Bf 108B/D применялись, главным образом, в качестве курьерских. Машины этого типа придавались группам и эскадрам боевой авиации, штабам люфтваффе различных уровней. Для применения в Северной Африке часть самолетов была модифицирована в вариант Bf 108B-2/trop. Также Bf 108 служили в составе т.н. «Немецкой авиаслужбы» (Deutsche Luftdienst), где применялись в различных вспомогательных целях. Встречались «Тайфуны» и в авиашколах, но там их использовали, прежде всего, как связные, а не учебные.
Bf 108 довольно широко экспортировались. В частности, в 1936 г. 6 Bf 108В-1 заказали ВВС Венгрии (в ходе войны против СССР Венгрии поставили ещё несколько «Тайфунов»). Эти машины служили в качестве связных при истребительных и бомбардировочных группах.
12 Bf 108В-1 получила Югославия. Их распределили по связным эскадрильям, а 4 самолета применялись для подготовки пилотов истребителей Bf 109Е. После поражения Югославии в апреле 1941 г. три
«Тайфуна» стали итальянскими трофеями, правда, в строй удалось ввести лишь одного из них. Ещё четыре Bf 108 получили в 1944 г. ВВС Итальянской социальной республики.
ВВС Швейцарии получили 12 Bf 108В-1 в 1939 г., эксплуатируя их до начала 50-х гг.
10 Bf 108В-1 «в пакете» с истребителями Bf 109Е в 1940 г. поставили Румынии. Их распределили между 111-й и 112-й связными эскадрильями, приданными 1-му и 2-му авиакорпусам. На таких же «пакетных» условиях в 1941 г. получила 6 Bf 108В в 1941 г. Болгария.
Для испытаний в 1936 г. один Bf 108В купила Япония, а в 1940 г. — два самолета поставили в СССР. США в 1939 г. купили (или арендовали) три Bf 108В для нужд своих военного и военно-морского атташе в Берлине. После вступления США в войну в декабре 1941 г. эти машины были конфискованы Германией. Один Bf-108В с 1939 г. до начала 50-х гг. служил в ВВС Чили.
Четыре гражданских Bf 108В, эксплуатировавшихся в Великобритании, после начала Второй мировой войны были конфискованы британским правительством, и некоторое время использовались Королевскими ВВС под обозначением «Мессершмитт» «Элдон». Хотя самолеты и считались самыми скоростными связными машинами, их пришлось снять с эксплуатации из-за риска спутать «Элдоны» с Bf 109.
В послевоенное время трофейные «Тайфуны» эксплуатировались ВВС Чехословакии(под обозначением К-70), Польши, Норвегии. Во Франции длительное время служили как трофейные Bf 108, так и самолеты «Норд» 1000/1001/1002 — последние эксплуатировались и ВВС, и морской авиацией.
Самолет Мессершмитт Bf-108 оказался весьма передовой в технологическом и аэродинамическом отношениях конструкцией. Именно эта спортивно-связная машина может по полному праву считаться предшественником знаменитого истребителя Bf-109.
Оставьте свой отзыв