«Моторизованный» вариант тяжелого транспортного планера Me-321, разработанный в конце 1941 г. получил наименование гиганта Мессершмитт Ме-323. Так же, как и в случае с Гота Go-244, обязательным условием при его создании было использование трофейных двигателей — моторы немецкого производства требовались для боевых самолетов. В данном случае выбрали 14-цилиндровые двигатели «Гном-Рон» GR 14N48/49 (двойное обозначение указывало на наличие двух комплектация мотора — правого и левого вращения) мощностью 1180 л.с. Мотоустановки были взяты в сборе (с капотами, топливопроводами и пр. арматурой) с французских самолетов «Блох» MB. 175. Переделка планера в самолет была относительно простой и предусматривала, помимо монтажа двигателей и приборов управления ими, обшивку части крыла в районе двигателей жестью — во избежание возгорания от языков пламени, вырывавшихся при запуске моторов из выхлопных патрубков.
Прототип Me 323V1, снабженный четырьмя моторами, впервые поднялся в воздух 20 января 1942 г. В такой конфигурации самолет не мог самостоятельно взлететь с полной нагрузкой — для старта требовались самолеты-буксировщики. Первоначально Me 323V1 испытывался с планерным шасси (сбрасываемые стартовые тележки и посадочные лыжи), но позже его оборудовали 10-колесным неубирающимся шасси — такое решение применяли на всех последующих Me 323. Предполагался запуск четырехмоторного варианта в серию под обозначением Me 323С, но от этого отказались в пользу шестимоторного варианта, способного самостоятельно взлетать с полной нагрузкой. Прототипом такого самолета стал Me 323V2.
С 1942 г. по апрель 1944 г. немецкие заводы изготовили 198 Me 323 (встречаются также цифры 201 и 213 экземпляров).
Основные модификации Messerschmitt Me 323 «Gigant»
Мессершмитт Me 323D-1 — двигатели GR 14N48/49 в мотоустановках от MB. 175. Стрелковое вооружение — 4 7,92-мм пулемета MG 15; возможна установка 2-4 пулеметов MG 34 (из состава вооружения десанта) в боковых окнах. Экипаж — 5-7 чел. Грузоподъемность — 12 т. Вместимость — 130 чел (или 60 раненых на носилках). Построено 53 машины.
Мессершмитт Me 323D-2 — двигатели GR 14N48/49 в мотоустановках от самолетов LeO.451. Выпущено 34 машины.
Мессершмитт Me 323D-6 — силовая установка аналогична Me 323D-1. Стрелковое вооружение — 4 13,2-мм пулемета MG 131 (2 в створках грузовых дверей, 2 в верхних установках). Экипаж — 7 чел. С 1943 г. изготовлено 55 единиц.
Мессершмитт Me 323Е-1 — моторы GR 14R (1180 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки MG 151/20 в башнях на крыле, 7 13,2-мм пулеметов MG 131 (2 в створках грузовых дверей, 1 в хвостовой и 4 в боковых установках). Экипаж — 11 чел. Выпущено 56 машин.
Летно-технические характеристики самолета Мессершмитт Me 323 «Гигант» Me 323D-1
- Двигатели: «Гном-Рон» GR 14N48/49
- мощность, л.с.: 1180
- Размах крыла, м.: 55,24
- Длина самолета, м.: 28,50
- Высота самолета, м.: 9,60
- Площадь крыла, кв. м.: 300,50
- Масса, кг:
- пустого самолета: 27 000
- максимальная взлетная: 43 000
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 250
- Крейсерская: 210
- Скороподъемность, м/с.: 2
- Время набора высоты 4000 м, мин.: 35
- Практический потолок, м.: 4700
- Дальность полета, км:
- Нормальная: 700
- Максимальная: 1100
Боевое использование Мессершмитт Me 323 «Гигант»
Специально для Me 323 была сформирована эскадра KGz.b.V 323: в ноябре 1942 г. создали ещё I группу, в ноябре сформировали II группу (на базе отдельной группы KGr.z.b.V 104, ранее летавшей на Go 244), а в феврале 1943 г. — III группу (на базе KGr.z.b.V 900, ранее летавшей на Ju 52/3m). Первоочередной задачей этого соединения стало снабжение германских войск, занявших в ноябре 1942 г. Тунис. «Гиганты» летали в Северную Африку из Неаполя и сицилийских аэродромов, доставляя горючее, боеприпасы, артиллерийские орудия и даже легкую бронетехнику (например, противотанковые самоходки «Мардер»). Полеты осуществлялись на небольшой высоте, поодиночке или небольшими группами. При этом транспортные самолеты несли серьезные потери. 22 апреля 1943 г. истребители сбили 14 Me 323, и после этого полеты в Тунис пришлось прекратить. Всего Me 323 выполнили более 1200 полетов в Северную Африку, перевезя порядка 15 000 т груза (96 САУ и бронетранспортеров, 616 орудий, 360 автомобилей и тягачей и пр.).
В мае 1943 г. эскадру KGz.b.V 323 реорганизовали в TG 5. Её группы по-прежнему действовали преимущественно на Средиземноморском ТВД. В частности, Мессершмитт Me 323 снабжали войска на Корсике и Сардинии, а в июле 1943 г. обеспечили переброску на Сицилию артиллерии 1-й парашютной дивизии. 25-28 июля 6 Me 323 совместно с другими транспортными самолетами участвовали в переброске 2-й парашютной дивизии из Франции под Рим. В сентябре 1943 г. «Гиганты» обеспечили эвакуацию частей вермахта с Корсики.
С ноября 1943 г. TG 5 действовала на Восточном фронте, базируясь на аэродромы Венгрии и Румынии. На рубеже 1943/1944 гг. Messerschmitt Me 323 снабжали войска на Никопольском плацдарме. С ноября 1943 г. по май 1944 г. два отряда группы I/TG 5 регулярно совершали полеты между Одессой и Севастополем. До мая 1944 г. «Гиганты» выполнили на Восточном фронте почти 2000 полетов, перевезя 18 000 т грузов. Однако в августе 1944 г. эскадру TG 5 расформировали, и в дальнейшем Me 323 применялись лишь эпизодически.
В литературе самый большой немецкий самолет Второй мировой войны «Гигант» остаётся недооценённым. О нем немного пишут, причём большинство авторов склонны акцентировать внимание на недостатках машины и высоких боевых потерях. А между тем Мессершмитт Me-323 можно смело считать первым в мире специализированным военно-транспортным самолётом. На нём были реализованы такие передовые для своего времени решения, как широкий фюзеляж, большой передний грузолюк, трансформируемая грузовая кабина, многоколёсное шасси. Все это широко применяется и в наши дни.
Оставьте свой отзыв