Предвоенная концепция применения корабельных катапультных самолетов, принятая в Императорском японском флоте, предусматривала наличие сразу трех подклассов таких гидропланов: дневных разведчиков, обладавших большой дальностью полета (Е13А), ночных разведчиков (очень немногочисленных Аичи Е11А) и самолетов-корректировщиков. Функции последних выполняли поплавковые гидропланы Накадзима E8N1, уже к середине 30-х гг. считавшиеся устаревшими. Поэтому в конце 1934 г. Управление авиации выпустило спецификацию 10-Си к новому корабельному катапультному гидросамолету-корректировщику. Поскольку корректировщику предстояло действовать в зоне вражеской ПВО, к его скоростным и маневренным качествам предъявлялись более высокие требования, чем для разведчиков, а вот дальность полета могла быть поскромнее. В качестве силовой установки предписывалось применить 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Накадзима» «Хикари» 1 (820 л.с), а вооружение должно было состоять из трех пулеметов — двух синхронных и турельного.
В конкурсе приняли участие три ведущие японские самолетостроительные фирмы — «Аичи», «Мицубиси» и «Каваниси», правда, последняя не успела к сроку подготовить проект и из состязания выбыла. Оба других участника представили проекты бипланов с центральным подфюзеляжным и двумя подкрыльевыми поддерживающими поплавками. Проект «Аичи» под обозначением АВ-13 был достаточно консервативным, представляя собой самолет с прямым крылом и многочисленными расчалками. Изделие «Мицубиси» с фирменным индексом Ка-17, разработанное под руководством авиаконструктора Й. Хаттори, было более прогрессивным. Конструктор постарался воплотить в машине все последние достижения аэродинамики, насколько это возможно было для биплана. Крыло в плане имело эллиптическую форму, для снижения лобового сопротивления центральный поплавок соединялся с фюзеляжем только одной профилированной стойкой с двумя V-образными поддерживающими подкосами в задней части. Бипланная коробка аэроплана для облегчения базирования на кораблях складывалась поворотом консолей назад.
Прототипы обоих конкурентов — F1A1 и F1M1 — были облетаны в июле 1936 г. Сравнительные испытания показали преимущество самолета «Мицубиси», хотя не обошлось и без проблем, устранение которых потребовало от создателей гидросамолета F1M1 значительных усилий. Прежде всего это касалось недостаточной путевой устойчивости. Попытки улучшить её «малой кровью» — путем замены «родного» подфюзеляжного поплавка на такой же узел от гидросамолета E8N1 — положительного результата не дали. Хаттори пришлось полностью переделать коробку крыльев, заменив эллиптическую форму крыла в плане на традиционную трапециевидную со скругленными законцовками. Последнее способствовало упрощению технологии производства, но несколько ухудшало аэродинамику. Вызванное доработками ухудшение аэродинамических характеристик пришлось компенсировать установкой более мощного двигателя — 14-цилиндрового «Мицубиси» «Зюйсей» 13 (875 л.с). Доработанная машина вышла на испытания в августе 1938 г.
В общей сложности построено четыре прототипа, получивших обозначение F1M1. Серийное производство началось в 1940 г. С учетом прототипов изготовили 1118 самолетов (528 фирмой «Мицубиси» на заводе в Нагое и 590 — на 21-м авиационно-техническом арсенале с Сасэбо). В системе колов союзников обозначался «Пит».
Основные модификации гидросамолета Митсубиси F1M
Mitsubishi F1M2 («разведывательный гидросамолет морской тип 0 модель 11») — двигатель «Зюйсей» 13 (875 л.с). Стрелковое вооружение 3 7,7-мм пулемета (2 синхронных «тип 97» и 1 турельный «тип 92»). Возможна подвеска 2 60-кг бомб. Экипаж — 2 чел.
Mitsubishi F1M2-K — учебный вариант гидроплана с двойным управлением.
Летно-технические характеристики Мицубиси F1M
- Двигатель: тип Мицубиси «Зюйсей» 13
- мощность, л.с. 875
- Размах крыла, м 11,0
- Длина самолета, м 9,50
- Высота самолета, м 4,16
- Площадь крыла, кв. м 29,54
- Масса, кг:
- пустого самолета 1928
- нормальная взлетная 2550
- максимальная взлетная 2856
- Скорость, км/ч:
- максимальная 365
- крейсерская 287
- Скороподъемность, м/с 8,58
- Потолок, м 9440
- Дальность полета, км 730
Боевое применение поплавковых гидросамолетов Мицубиси F1M
История службы F1M2 тесно переплетается с историей корабельного разведчика Е13А1 — самолеты этих типов часто входили в состав одних и тех же авиачастей, базируясь на тех же кораблях. В частности, F1M2 эксплуатировались на линкорах «Конго», «Хией», «Кирисима», «Нагато», «Муцу», «Ямато», «Мусаси», крейсерах «Аоба», «Асигара», «Атаго», «Хагуро», «Кину», «Майя», «Миоко» и «Начи». На этих кораблях гидропланы «Мицубиси» применялись для ближней разведки и корректировки артиллерийского огня. Гораздо более широкий спектр задач приходилось решать самолетам F1M2, приписанным к гидроавианосцам и гидроавиатранспортам «Кимикава-мару», «Киёкава-мару», «Куникава-мару», «Сагара-мару», «Сануки-мару» и «Санъё-мару», — помимо разведывательных задач, они выполняли функции штурмовиков, легких бомбардировщиков и даже «эрзац-истребителей» (последнему способствовала неплохая скороподъемность F1M2).
Самолеты F1M2 с «Камикава-мару» (к моменту вступления Японии во Вторую мировую войну в его авиагруппе было 8 таких машин), а также с «Сагара-мару» и «Санъё-мару» участвовали в обеспечении высадки японских войск в Малайе. В этой операции F1M2 впервые показали себя в качестве истребителей — в частности, 19 декабря 1941 г. четыре таких самолета перехватили голландские бомбардировщики «Мартин» 139, сбив одного из них, а на следующий день сбили ещё одну такую машину. Впоследствии Митсубиши F1M2 активно применялись при захвате Голландской Ост-Индии, базируясь как на гидроавиатранспортах, так и в бухтах многочисленных островов.
Гидросамолеты-корректировщики приняли участие в сражении у Мидуэя (в частности, два F1M2 с линкора «Кирисима»). В июне 1942 г. самолеты с «Камикава-мару» (в т.ч. 14 F1M2) участвовали в высадке на Алеутских островах. Здесь их пытались применять для перехвата бомбардировщиков B-17 и B-24, но те легко уходили от тихоходных бипланов. Впоследствии F1M2, сведенные в 453-й кокутай (вместе с гидропланами других типов), постоянно базировались на о. Кыска вплоть до эвакуации японского гарнизона в мае 1943 г.
С мая 1942 г. главным районом операций «Питов» стали Соломоновы о-ва и Новая Гвинея. Такие гидросамолеты базировались на Тулаги, Шортленде и Дебойне. В этом районе, лишенном развитой сети береговых аэродромов, наиболее интенсивно действовали японские гидросамолеты. Для их обеспечения сформировали соединение гидроавиации, включавшее четыре гидроавианосца — «Титосэ», «Камикава-мару», «Санъё-мару» и «Сануки-мару». По состоянию на середину сентября 1942 г. соединение «R» насчитывало 50 гидросамолетов, в т.ч. 30 — F1M2. Гидропланы этого типа совершали вылеты на разведку, бомбардировку вражеских объектов, а иногда — и на отражение налетов вражеской авиации. В Голландской Ост-Индии и на Соломоновых островах действовали F1M2 из 938-го и 954-го кокутаев.
Начиная с 1943 г. все большее число F1M2 приходилось выделять для противолодочного сопровождения конвоев и патрулирования прибрежных вод. Эти задачи решали, в частности, гидропланы 902-го кокутая, а также кокутаев «Оцу», «Амакуса», «Фукуяма», «Татэяма». Самолеты Мицубиси F1M2 стали одними из наиболее массовых японских гидросамолетов Второй мировой войны. Несмотря на свои скромные скоростные характеристики и небольшую боевую нагрузку, они стали настоящими «мастерами на все руки», решая самые разнообразные задачи как в ходе японского наступления на Тихом океане, так и после перехода к обороне.
Оставьте свой отзыв