В 30-е гг. основным качеством для истребителей Императорской армии считалась высокая маневренность — даже в ущерб скорости. Самолет Ки-44 в этом отношении был нетипичным — при его проектировании ставилась задача обеспечить высокие скоростные характеристики. Концептуально машина задумывалась как истребитель-перехватчик, предназначенный для действий совместно с двухмоторными Ки-45: более скоростные Ки-44 должны были сковать противника боем, а подоспевшие Ки-45 -уничтожить вражеские бомбардировщики.
Проектирование самолета, равно как и Ки-43, фирме «Накадзима» поручили на безконкурсной основе, а работы по его созданию возглавил Т. Кояма. Согласно заданию, вооружение Ки-44 должно было состоять из 2 12,7-мм и 2 7,7-мм пулеметов. В качестве силовой установки конструкторы выбрали новый 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» Ха-41 (1250 л.с). Размеры планера максимально ужали — они были даже меньше, чем у Ки-27.
Первый прототип Ки-44.01 вышел на испытания в августе 1940 г., до конца года поднялись в воздух ещё две машины. Результаты испытаний были не очень обнадеживающими: самолет был очень строг в пилотировании, имел высокую посадочную скорость, но главное — максимальная скорость вместо требуемых 600 км/ч едва дотягивала до 550 км/ч. В то же время флотский самолет А6М1, незначительно уступая Ки-44 в скорости, имел такую же скороподъемность, гораздо лучшую маневренность, и к тому же — пушечное вооружение. Ки-44 подвергли нескольким раундам доработок, направленных на улучшение аэродинамики и облегчение самолета, что позволило, в конечном итоге, достичь скорости 616 км/ч. В таком виде машину уже можно было принимать на вооружение. Для расширенных испытаний построили четвертый прототип, а летом 1941 г. — 6 предсерийных машин.
Производство серийных самолетов началось в январе 1942 г. До конца 1944 г. на заводе в Ота изготовили 1226 экземпляров Ки-44 (включая прототипы и предсерийные машины). В системе кодов союзников этот самолёт обозначался «Тодзе».
Летно-технические характеристики самолета Ки-44 IA
- Двигатель: Мицубиси Ха-41
- мощность, л.с.: 1250
- Размах крыла, м.: 9,45
- Длина самолета, м.: 8,85
- Высота самолета, м.: 3,12
- Площадь крыла, кв. м.: 15,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1994
- взлетная: 2571
- максимальная взлетная: 2886
- Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 580/3700
- Время набора высоты 5000, мин.: 5’54»
- Потолок, м.: 10820
- Дальность полета, км (с ПТБ): 925 (1720)
Основные модификации самолётов Накадзима Ки-44 «Секи»
Ки-44 I («одноместный истребитель армейский тип 2 модель 1») — двигатель Ха-41 (1250 л.с). Вооружение — 2 12,7-мм пулемета Хо-103 в крыле (боекомплект по 250 патронов на ствол) и 2 синхронных 7,7-мм пулемета «тип 89» (по 600 патронов). Часть самолетов получили 12,7-мм синхронные пулеметы вместо 7,7-мм (обозначались Ки-44 la). Несколько последних самолетов получили укороченные основные стойки шасси и ряд других усовершенствований (обозначались Ки-44 lb). Возможна подвеска 2 30-кг или 100-кг бомб либо 2 130-л ПТБ. В общей сложности с января по сентябрь 1942 г. изготовили 40 самолетов Ки-44 I.
Ки-44 II («тип 2 модель 2») — двигатель Ха-109 (1450 л.с), представлявший собой дальнейшее развитие Ха-41 с двухступенчатым турбокомпрессором. Прототипами были 5 Ки-44 I, переоборудованных в феврале-мае 1942 г., в июне-августе изготовили 3 предсерийных самолета.
Ки-44 IIА («тип 2 модель 2а») — серийный вариант с двигателем Ха-109, увеличенным запасом топлива и вооружением, как у Ки-44 I. Выпущено 353 самолета, в т.ч. 91 в 1942 г. и 262 в 1943 г.
Ки-44 IIB («тип 2 модель 2Ь») — «истребитель бомбардировщиков» с вооружением из 2 12,7-мм синхронных пулеметов и 2 40-мм пушек Хо-301 (боекомплект 10 снарядов на ствол). Последняя вела огонь активно-реактивными снарядами и отличалась малой массой (40 кг), но при этом имела низкую скорострельность и малую эффективную дальность стрельбы (150 м). Усилена защищенность — введено протектирование крыльевых топливных баков, а с октября 1943 г. начали устанавливать бронеспинку. Впоследствии вместо телескопического прицела начали устанавливать более эффективный коллиматорный. На части самолетов в ходе ремонтов пушки заменены 12,7-мм пулеметами. С августа 1943 г. по март 1944 г. изготовлено 393 машины.
Ки-44 IIC («тип 2 модель 2с») — вооружен 4 12,7-мм пулеметами. С марта 1944 г. по январь 1945 г. изготовлено 427 машин. Во второй половине 1943 г. испытывал-ся прототип Ки-44 III с двигателем «Накадзима» Ха-145 (2000 л.с), увеличенной площадью крыла и оперения, но от внедрения его в серию отказались в пользу более перспективного Ки-84.
Боевое использование Накадзима Ки-44
Для испытаний Ки-44 сформировали специальную часть — 47-й чутай (отдельную АЭ), в состав которого передали все предсерийные машины и три прототипа. В декабре 1941 г. он участвовал в обеспечении ввода японских войск во Французский Индокитай, а затем — в боях в Бирме и налетах на Сингапур. В апреле 1942 г.
47-й чутай вернулся в метрополию и получил самолеты Ки-44 I, а позже — Ки-44 II. Развернутый до полнокровного сентая, он был включен в систему ПВО Токио. Несколько самолетов Ки-44 I осенью 1942 г. получил воевавший в Китае 33-й сентай.
Во второй половине 1942 г. Ки-44 II получили выведенные из Маньчжурии 85-й и 87-й сентай. Первый из них с июля 1943 г. действовал в Китае, а второй с декабря 1943 г. дислоцировался на Суматре и прикрывал местные нефтепромыслы. В 1943-1944 гг. в Китае и Маньчжурии на Ки-44 II воевали также 9-й, 29-й, 70-й и 104-й сентай. В боях с противником «Секи» показал полное превосходство над Р-40 и Р-38, хотя с Р-51 А/В тягаться было уже труднее.
С ноября 1944 г. Ки-44 II воевали на Филиппинах -сюда перебросили 246-й сентай с Формозы и 29-й из материкового Китая. Самолеты этих сентаев прикрывали главные авиабазы Кларк и Николе.
87-й сентай в январе 1945 г. участвовал в отражении налетов британской палубной авиации на объекты на Суматре. В июле 1945 г. этот сентай вывели в Сингапур, где его и застал конец войны.
В системе ПВО Японских о-вов в 1945 г. действовало не менее четырех сентаев, вооруженных Ки-44 II. В мае 1945 г. в них насчитывалось 127 самолетов, но это количество быстро уменьшалось — ведь производство «Секи» прекратилось, а потери в воздушных боях были довольно значительны.
Несколько десятков Ки-44 II стали китайскими трофеями. В 1946 г. такие самолеты эксплуатировала 6-й истребительно-бомбардировочная авиагруппа ВВС гоминьдана. В ВВС китайской Народно-освободительной армии «Секи» применялись как учебные.
Самолет Накадзима Ки-44 оценивался японскими пилотами весьма неоднозначно. Машина считалась самой строгой в пилотировании среди всех армейских истребителей. Качества же её как истребителя-перехватчика были востребованы лишь в конце войны, когда летные характеристики Ки-44 были уже недостаточными. Задуманный для противодействия американским стратегическим бомбардировщикам Боинг B-17 и В-24, он не смог эффективно противостоять более скоростным и высотным «суперкрепостям» В-29.
Оставьте свой отзыв