Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Накадзима Ки-49 «Донрю» («Штормовой дракон»)

Двухмоторный японский бомбардировщик Накадзима Ки-49

Двухмоторный японский бомбардировщик Накадзима Ки-49

В начале 1938 г. Управление авиации Императорской армии сформулировало требования к новому тяжелому бомбардировщику, предназначенному для замены Ки-21. Предполагалось, что новая машина будет способна действовать в глубине территории противника самостоятельно, без истребительного прикрытия. Поэтому самолет должен был превзойти Ки-21 не только по летным качествам, но и по мощи оборонительного вооружения (предусматривалось наличие 1 20-мм пушки и 5 7,7-мм пулеметов). От перспективного бомбардировщика требовалась максимальная скорость не менее 500 км/ч, дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой (750 кг) — 3000 км, максимальная бомбовая нагрузка — 1000 кг. Предусматривалось протектирование топливных баков и бронезащита рабочих мест экипажа, состоящего из 6 чел. (с возможностью увеличения до 8 чел.). Конкурсные требования были направлены фирмам «Мицубиси» и «Накадзима», причем последняя уже имела определенные наработки — проектирование нового бомбардировщика развернулось на ней сразу после того, как изделие «Накадзимы» Ки-19 проиграло конкурс Ки-21 фирмы «Мицубиси». Именно это опережение по срокам стало определяющим для победы «Накадзимы». Работы велись под руководством Т. Коямы.

При создании чертежей бомбардировщика сделали акцент на хорошей управляемости: была выбрана схема среднеплана с крылом необычно малого удлинения. Такая схема самолета обеспечила хорошую управляемость и маневренность на средних и малых высотах. При этом хорда центроплана была больше, чем хорда консоли сразу за мотогондолой, что позволило разместить в центроплане шесть протектированных топливных баков и снизить общее воздушное сопротивление.

Первый прототип Ки-49.01 с двигателями «Накадзима» Ха-5 Каи (950 л.с.) был облетан в августе 1939 г. Вторая и третья машины, изготовленные к ноябрю 1939 г., получили предусмотренные проектом моторы «Накадзима» Ха-41 (1200 л.с). Испытания прототипов шли вполне успешно, но к концу 1939 г. интерес к самолету упал: с одной стороны, военные были вполне довольны имеющимся на вооружении бомбардировщиком Ки-21, а с другой — ввиду проблем с доводкой истребителя Ки-44 руководство «Накадзимы» перевело на этот проект большинство инженеров, занятых в создании Ки-49.

В течение 1940 г. фирма построила лишь 7 предсерийных Накадзима Ки-49 с моторами Ха-41, а выпуск серийных самолетов начался только в августе 1941 г. В общей сложности до декабря 1943 г. построили 814 самолетов (с учетом прототипов и предсерийных машин): 734 фирмой «Накадзима», 50 -«Тачикава» и 30 — «Мансю». В системе кодов союзников обозначался «Хелен».

Основные модификации самолетов Накадзима Ки-49

Ки-49-I («тяжелый самолет бомбардировщик «Донрю» армейский тип 100, модель 1») -14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Ха-41 (1200 л.с). Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка в верхней башне, 5 7,7-мм пулеметов (по 1 в носовой, хвостовой, нижней и 2 боковых установках). Масса бомбовой нагрузки — 750 кг (максимальная — 1000 кг). Экипаж — 8 чел. С августа 1941 г. по август 1942 г. изготовлено 159 машин, в т.ч. 30 заводом «Мансю» в Маньчжурии. Часть самолетов переоборудована в транспортные Ки-49-I Каи.

Ки-49-IIa («тип 100 модель 2а») — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Накадзима» Ха-109 (1500 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны Ки-49-I. С сентября 1943 г. выпускался вариант Ки-49-IIb, на котором в носовой, хвостовой и нижней установках 7,7-мм пулеметы заменены на 12,7-мм. До декабря 1943 г. выпущено 637 машин (в т.ч. 50 во второй половине 1943 г. фирмой «Тачикава»), часть переоборудована в самолеты камикадзе Ки-49-II Каи с уменьшенным до 2 чел. экипажем, полностью демонтированным стрелковым вооружением и установленным в носовой части зарядом массой 800 кг с взрывателем на штанге.

Ки-49-III — двигатели «Накадзима» Ха-117 (2450 л.с). Стрелковое вооружение — как у Ки-49-IIb. В марте-декабре 1943 г. изготовлено 6 предсерийных машин.

Летно-технические характеристики самолета Ки-49-l

  • Двигатели: Накадзима Ха-41
  • мощность, л.с.: 1200
  • Размах крыла, м.: 20,42
  • Длина самолета, м.: 16,80
  • Высота самолета, м.: 4,25
  • Площадь крыла, кв. м.: 69,33
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 6250
  • нормальная взлетная: 10 250
  • максимальная взлетная: 10 675
  • Скорость максимальная, км/ч: 466
  • Время набора высоты 5000 м, мин: 14’05»
  • Потолок, м.: 8650
  • Дальность полета, км:
  • Нормальная: 2000
  • Максимальная: 3380

Боевое использование самолетов Накадзима Ки-49

До момента вступления Японии во Вторую мировую войну самолеты Ки-49 ещё не успели поступить в строевые части — до 31 декабря 1941 г. было выпущено только 29 машин. Первой частью, начавшей получать новые самолеты в феврале 1942 г., стал 61-й сентай, ранее летавший на Ки-21. В июне 1942 г. его передислоцировали на о. Целебес, намереваясь использовать для бомбардировок севера Австралии, но процесс переучивания чрезвычайно затянулся, и часть достигла боеготовности лишь к июню 1943 г. 20 июня 18 Ки-49 совместно с самолетами других типов бомбили Порт-Дарвин, при этом было потеряно 3 «Донрю», а ещё 2 — повреждено. С 4 сентября 1943 г. 61-й сентай участвовал в налетах на плацдарм противника у Лаэ (о. Новая Гвинея), в течение нескольких дней потеряв боеспособность. После этого 61-й сентай вывели для перевооружения. Кроме него, самолеты Ки-49-l получила лишь одна часть -74-й сентай в Маньчжурии.

Ввод в строй Ки-49-IIa осуществлялся гораздо быстрее: 7-й сентай получил эти самолеты в июне 1943 г., а уже в августе прибыл на полевой аэродром на о. Вевак и приступил к боевым действиям. Однако через несколько недель в части осталось только 6 «Донрю». Несмотря на получаемые пополнения, в январе 1944 г. 7-й сентай пришлось вывести на перевооружение. В декабре 1943 г. Ки-49-lla получили оба сентая, ранее летавших на Ки-49-I. Но если 74-й сентай продолжил спокойную службу в Маньчжурии, то 61-й бросили в бой на Новой Гвинее. С апреля 1944 г. он начал получать самолеты Ки-49-IIb с усиленным оборонительным вооружением.

В начале 1944 г. Ки-49-II получил 62-й сентай. С марта он воевал в Бирме, но уже в мае 1944 г. вследствие понесенных потерь был выведен на Филиппины для переформирования. Туда же прибыл и 74-й сентай, смененный в Маньчжурии вновь сформированным 95-м сентаем, также получившим Ки-49-II, а также 7-й сентай. В октябре 1944 г. большинство дислоцированных на Филиппинах «Донрю» были уничтожены вражеской авиацией на аэродромах в первые же дни высадки американцев. Уцелевшие самолеты действовали только ночью, а в декабре 1944 г. начали применять тактику камикадзе. Бои на Филиппинах практически закончили боевую карьеру Ки-49, хотя некоторое количество самолетов этого типа ещё участвовало в боях у Окинавы в апреле-мае 1945 г.

Самолет Ки-49 оказался неудачной машиной, не пользовавшейся популярностью среди пилотов. Бомбардировщик был перетяжелен для своих двигателей, а его летные качества лишь незначительно превосходили параметры предшественника — Ки-21. Кроме того, наземное обслуживание «Донрю» оказалось достаточно сложным и трудоемким.

Схемы и чертежи Накадзима Ки-49

Nakajima Ki-49 scheme

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image