Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Потез P.630/631

Potez P.631 в полетеПараллельно с конкурсом на одномоторный истребитель (увенчавшимся принятием на вооружение MS.406) министерство авиации Франции в 1934 г. выдало задание на проектирование двухмоторного истребителя, способного выполнять три функции: лидера истребителей (трехместный самолет класса С3), с которого по радио руководили бы большой группой одномоторных машин; дневного истребителя-штурмовика и истребителя сопровождения (двухместный С2), а также ночного истребителя (двухместный CN2). Машина должна была развивать скорость не менее 450 км/ч. Вооружить её предполагалось двумя 20-мм пушками и 7,5-мм пулеметом на турели. По маневренности самолет не должен был уступать одномоторным истребителям, поэтому взлетную массу ограничили 3000 кг (правда, позже этот показатель подняли до 3500 кг). Из пяти проектов, представленных на конкурс, до серийного производства довели два, причем «Бреге» Br.69 строился только как штурмовик, и лишь изделие «Потэза» попало в серию в истребительном варианте.

Проектирование двухмоторного истребителя на фирме «Потэз» велось под руководством Л. Королье. Машина представляла собой свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси, отличающийся чистыми аэродинамическими формами. Параллельно велась проработка двух вариантов, отличающихся силовой установкой — Р.630 под «Испано-Сюиза» HS 14Н и Р.631 под «Гном-Рон» GR 14М. Оба двигателя принадлежали к новому поколению малогабаритных 14-цилиндровых моторов воздушного охлаждения. Первый прототип Р.630 с моторами HS 14Hbs (580 л.с.) вышел на испытания 25 августа 1936 г. Впоследствии на нем установили моторы HS 14Аb-02/03, а затем — HS 14Аb-10/11 (725 л.с). Двойной индекс двигателей указывает на то, что один из них был левого вращения, а второй — правого. Такое решение довольно широко применялось на французских двухмоторных самолетах во избежание вредного влияния реактивного момента. В марте 1937 г. начались испытания прототипа Р.631 — на нем стояли моторы GR 14Mars (700 л.с). Выпуск серийных машин Р.630 начался в феврале 1938 г., а Р.631 — в августе. Общий объем производства самолетов семейства «Потэз» 63 (включая истребители, бомбардировщики, разведчики) составил более 1100 самолетов (данные в различных источниках существенно разнятся).

Технические характеристики самолета Потез Р.630СЗ

  • Двигатели: Испано-Сюиза HS 14Аb-10/11
  • мощность, л.с.: 725
  • Размах крыла, м.: 16,00
  • Длина самолета, м.: 11,07
  • Высота самолета, м.: 3,61
  • Площадь крыла, кв. м.: 32,70
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2450
  • взлетная: 3850
  • Максимальная скорость, км/ч на высоте: 448
  • Скороподъемность, м/с: 10,3
  • Потолок, м.: 10000
  • Дальность полета, км.: 1300

Основные модификации Потэз P.630

  • Р.630СЗ — двигатели HS 14Аb-02/03 (на первых 48 машинах) или HS 14АЬ-10/11 (725 л.с). Вооружение — 2 20-мм пушки HS S9 или HS 404 (боекомплект по 60 снарядов) в нижней носовой части фюзеляжа, 1 7,5-мм пулемет MAC 1934 на верхней оборонительной установку. На части самолетов вместо одной из пушек устанавливался пулемет MAC 1934. Выпущено 86 единиц (встречаются цифры 82-88 самолетов).
  • P.630DC (P.630lns) — самолеты Р.630СЗ, переоборудованные в учебные с двойным управлением.
  • Р.631СЗ — двигатели GR 14М-4/5 (700 л.с). Вооружение аналогично Р.630СЗ, но последние серии получили дополнительно 4 пулемета MAC 1934 в подкрыльевых гондолах. Построено 208 самолетов (встречаются цифры 207-215 машин). Самолеты P.631CN2 практически не отличались от Р.631СЗ.

Не была завершена постройка прототипа ночного истребителя P.635CN2, а вариант Р.63.12 с американскими двигателями «Пратт энд Уитни» «Твин Уосп Джуниор» испытывался, но серийно не строился.

Боевое использование Потез P.630

В ВВС Франции двухмоторными истребителями «Потэз» предполагалось вооружить звенья лидеров одномоторных истребителей (по 6 машин), включив их в состав истребительных эскадр. Также ими комплектовались эскадрильи ночных истребителей (ECN) и многоместных дневных истребителей (ЕСМ). Самолеты Р.630 не пользовались особой популярностью ввиду ненадежности двигателей — в строевых частях они считались временным вооружением, и по мере поставок Р.631 их передавали в школы. По состоянию на 1 сентября 1939 г. в частях первой линии насчитывалось 65 Р.630 и 117 Р.631.

С началом войны самолеты Р.630 и Р.631 эскадрильи ЕСМ 1/16 применялись для патрулирования линии фронта с тем, чтобы при обнаружении самолетов противника наводить на них истребители. Этому способствовала продолжительность полета «потэзов», существенно превосходившая таковую у одномоторных истребителей. Правда, при этом вскрылась одна неприятная особенность — силуэт «потэза» очень уж напоминал силуэт немецкого Bf 110, из-за чего Р.630 и Р.631 иногда подвергались атакам французских и английских истребителей. Идея же применения «потэзов» в качестве лидеров истребителей оказалась неудачной, и в феврале 1940 г. звенья таких самолетов в истребительных эскадрах расформировали.

Из пяти АЭ ночных истребителей (ECN 1/13 — ECN 5/13) четыре прикрывали район Парижа, а пятая — Лион. На самолетах P.631CN2 отсутствовало какое-либо оборудование для обнаружения целей ночью, и за всю войну не было зафиксировано ни одного успешного ночного перехвата.

В январе-апреле 1940 г. самолеты Р.631СЗ получили АЭ морской авиации АС1 и АС2. Сведенные в флотилию F1C, они дислоцировались в Кале и воевали на «потэзах» с 10 по 21 мая 1940 г., добившись 12 воздушных побед и потеряв 8 своих самолетов. В общей сложности за май-июнь 1940 г. экипажи французских «потэзов» записали на свой счет 17 сбитых вражеских самолетов.

Потез P.631

Потез P.631

После капитуляции в распоряжении ВВС Виши осталось 32 Р.630 и 112 Р.631 (не считая нескольких самолетов в колониях). Из строевых частей эти самолеты остались лишь в двух АЭ ночных истребителей — ECN 1/3 и 3/13. Последняя с июня 1941 г. дислоцировалась в Тунисе. К ноябрю 1942 гг. ВВС Виши располагали лишь 6 Р.630 и 64 Р.631. После оккупации южной части Франции большинство «потэзов» стали немецкими трофеями. В 1944 г. три Р.631, отбитых у немцев, вошли в состав разведывательной группы GR III/33. Затем их передали в одну из авиашкол, списав в 1946 г.

На экспорт было поставлено очень немного Potez Р.630/631. По одному самолету обеих модификаций заказала Югославия, но Р.631 заказчику так и не попал — он был разбит в январе 1940 г. в испытательном полете во Франции. Два Р.630 в 1938 г. поставили в Швейцарию, 1 Р.631 — в Румынию. 4 Р.631, заказанных Китаем, были конфискованы французским правительством.

Истребители «Потэз» Р.630/631 можно признать примерным аналогом немецких «церштереров» Bf 110. Самолеты были примерно равны по вооружению, но Bf 110С (и более поздние модификации) комплектовались гораздо более мощными двигателями. При этом французская концепция применения двухмоторных истребителей существенно отличалась от германской: вместо концентрации таких самолетов, она предусматривала их рассредоточение по мелким частям. В конечном итоге, французская концепция показала свою несостоятельность. Неудачным был и опыт применения Потез Р.631 в качестве ночных истребителей.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image