Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Саро (Сандерс-Ро) S-36 «Lerwick»

Фото летающей лодки Саро "Лервик" времен Второй мировой

Фото летающей лодки Саро "Лервик"

Следствием быстрого количественного роста Королевских ВВС в конце 30-х гг. стал заказ целого ряда новых самолетов «с чертежной доски», не дожидаясь результатов летных испытаний. В ряде случаев эта практика себя оправдала, но иногда она вела к принятию на вооружение недоработанных самолетов, в конечном итоге так и не ставших массовыми. В полной мере относится и к летающей лодке «Лервик».

В марте 1936 г. Министерство авиации выдало спецификацию R.1/36, предусматривавшую создание цельнометаллической летающей лодки-моноплана для замены бипланов «Сандерс-Ро» «Лондон» и «Супермарин» «Стрэнрир». Самолет должен был иметь максимальную взлетную массу 11 350 кг и экипаж из 6 человек. В качестве оборонительного вооружения предусматривались три механизированные турели, а масса бомбовой нагрузки должна была составлять 2000 фунтов (907 кг). В конкурсе участвовали три фирмы — «Блэкберн», «Capo» и «Супермарин». Первая из них предложила весьма необычный «трансформируемый» самолет В.20, признанный чрезмерно сложным. Внедрению проекта «Супермарин» помешали его чрезмерная цена и загруженность фирмы работами по «Спитфайру». В итоге выбор сделали в пользу проекта S.36 фирмы «Capo», разработанного под руководством авиаконструктора Г. Ноулера.

«Лервик» отличался довольно высоким фюзеляжем, необходимым для того, чтобы поднять крыло с установленными на его передней кромке двигателями на безопасное расстояние от воды. Пулеметное вооружение размещалось в трех башнях «Фрейзер-Нэш», причем носовую выполнили сдвигающейся внутрь фюзеляжа — так освобождалась площадка для швартовых работ. От наружной подвески бомб конструкторы отказались, оборудовав бомбоотсеки в мотогондолах. В качестве силовой установки первоначально выбрали 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Валчер», но в ходе проектирования их заменили на 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Бристоль» «Геркулес», являвшиеся к моменту своего создания самыми мощными в мире.

В апреле 1937 г. была заказана партия из 10 гидросамолетов «Лервик». Первый серийный экземпляр вышел на испытания в начале ноября 1938 г. Результаты были весьма не утешительными — летающая лодка отличалась плохим гидродинамическим характеристиками, неудовлетворительными взлетно-посадочными качествами и неустойчивостью в воздухе — полет с брошенной ручкой на «Лервике» был в принципе невозможен.

Вносимые в конструкцию изменения не позволили радикально улучшить характеристики машины. Тем не менее производство продолжили, хотя оно имело мелкосерийный характер: до окончательного прекращения выпуска в марте 1941 г. завод в Ист-Коувсе выпустил 21 машину.

Основная модификация SaRo (Saunders-Roe) «Lerwick»

«Лервик» — двигатели «Бристоль» «Геркулес» разных модификаций: предсерийные НЕ1М (на первых 4 машинах), «Геркулес» II (1375 л.с; на 9 самолетах) либо «Геркулес» IV (на 8 машинах). Стрелковое вооружение — 7 7,7-мм пулеметов (1 «Виккерс» К в носовой башне, 2 «Браунинг» в верхней и 4 «Браунинг» в хвостовой башнях). Масса бомбовой нагрузки — 907 кг (по 2 227-кг или по 4 113-кг бомбы в бомбоотсеках мотогондол). Экипаж -6-9 человек. Машины последней серии (8 единиц) имели измененные подкрыльевые поплавки. Один самолет в опытном порядке оборудовали двухкилевым оперением вместо одно-килевого.

Фотография Саро "Лервик": вид сбоку

Фотография Саро «Лервик»: вид сбоку.

Летно-технические характеристики летающей лодки Саро «Лервик»

  • Двигатель: Бристоль «Геркулес» II
  • мощность, л.с.: 1375
  • Размах крыла, м.: 24,64
  • Длина самолета, м.: 19,40
  • Высота самолета: 6,10
  • Площадь крыла, кв. м.: 78,5
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 12 880
  • взлетная: 15 060
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • Максимальная: 345
  • Крейсерская: 267
  • Скороподъемность, м/с :4,5
  • Потолок, м.: 4270
  • Дальность полета, км.: 2480

Боевое использование гидросамолетов Саро «Лервик»

Длительная доводка и внедрение в производство привели к тому, что поставки «Лервиков» в строевые части начались лишь летом 1939 г.

Взлет гидросамолета Сандерс-Ро "Лервик"

Взлет гидросамолета Сандерс-Ро "Лервик"

К началу Второй мировой войны 240-я эскадрилья успела получить четыре таких гидросамолета. После начала войны они выполнили несколько патрульных полетов, но из-за отвратительной управляемости уже в октябре «Лервики» изъяли из части, и 240-я эскадрилья продолжила боевую работу на старых бипланах «Capo» «Лондон».

Ввиду острой потребности в патрульных самолетах большого радиуса действий в декабре 1939 г. началось вооружение «Лервиками» 209-й эскадрильи в Обане, ставшей единственной строевой частью, эксплуатировавшей такие гидросамолеты достаточно долго. Первый боевой вылет на новых машинах состоялся 25 декабря. Эксплуатация «Лервиков» дважды приостанавливалась из-за необходимости внесения изменений в конструкцию, порой достаточно глубоких, — угол установки увеличили с 3,5 до 5,5 градусов, для устранения опасной вибрации увеличили жесткость моторам и пр. Естественно, такая ситуация не способствовала результативному боевому применению — лишь 25 марта 1940 г. патрульный «Лервик» атаковал бомбами вражескую подлодку, не добившись видимых результатов. Весной 1941 г. 209-я эскадрилья начала перевооружаться PBY «Каталинами» фирмы Консолидэйтед, и 29 апреля состоялся последний боевой вылет «Лервика».

После вывода из первой линии уцелевшие «Лервики» (а к тому времени было потеряно 8 самолетов) передали в учебные части, прежде всего в 4-ю учебно-боевую часть, эксплуатировавшую такие машины до конца 1941 г. Летом 1942 г. семь «Лервиков» передали канадской 422-й эскадрилье на озере Лох-Эрн (Северная Ирландия). Канадцы использовали эти гидропланы до начала ноября 1942 г. для тренировочных полетов, после чего все оставшиеся «Лервики» списали.

Британская летающая лодка «Capo» «Лервик» вполне может претендовать на звание одного из наиболее невезучих самолетов Второй мировой войны. Весьма передовая в технологическом отношении, она отличалась отвратительным поведением как на воде, так и в воздухе. Если бы разработка «Лервика» осуществлялась не экстренным порядком (с заказом серийных машин «с чертежной доски»), а обычным — с предварительной постройкой и испытаниями прототипов, — вполне вероятно, что этот гидроплан так и не попал бы на вооружение.

Схемы и чертежи гидросамолета Сандерс-Ро «Лервик»

Схемы и чертежи гидросамолета Саро "Лервик"

(чтобы открыть чертеж в большем размере в новом окне — кликните по картинке)

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image