Легкий одномоторный многоцелевой самолет-амфибия Ш-2 представлял собой полутораплан цельнодеревянной конструкции. Двигатель с тянущим винтом установлен на передней кромке верхнего крыла. Разработка велась небольшой группой под руководством В. Б. Шаврова в инициативном порядке с 1928 г. Самолет представлял собой летающую лодку с небольшими поддерживающими поплавками и поднимающимся колесным шасси.
Прототип Ш-1 с двигателем «Вальтер» (85 л.с.) впервые поднялся в воздух 21 июня 1929 г. По результатам испытаний машину рекомендовали в серийное производство при условии установки более мощного отечественного двигателя М-11. Для этого пришлось несколько увеличить размеры планера. В таком варианте самолет под обозначением Ш-2 начал строиться на авиазаводе № 31 в Таганроге. В 1932—1934 гг. там выпустили 270 самолетов. В 1940—1941 гг. Ш-2 строился авиаремонтными мастерскими № 21 в Ленинграде (выпущено 50 единиц), в 1942-1945 гг. — на ремонтном заводе № 403 в Иркутске (150).
В послевоенное время партии Ш-2 собирались на Иркутском заводе в 1946-1947 и 1951-1952 гг. Общее количество построенных амфибий Ш-2 оценивается примерно в 700 единиц, хотя некоторые источники называют гораздо большие цифры — вплоть до 1200 машин.
Основная модификация гидросамолета
Ш-2 — 5-цилиндровый мотор воздушного охлаждения М-11 (100 л.с); на самолетах выпуска 1940-1945 гг. — М-11Д (100 л.с), на машинах послевоенных выпусков — М-11Л (115 л.с.) или М-11 К (125 л.с). Вооружение отсутствует. Вместимость — 3 человека, включая пилота; возможна перевозка раненого на носилках.
Лётно-технические характеристики летающей лодки Ш-2
- Двигатель: М-11Д
- мощность, л.с.: 100
- Размах крыла, м.: 13,0
- Длина самолета, м.: 8,2
- Высота самолета, м.: 3,5
- Площадь крыла, кв. м.: 24,7
- Масса, кг:
- пустого самолета: 620
- нормальная взлетная: 827
- Максимальная скорость, км/ч: 139
- Практический потолок, м.: 4140
- Дальность полета, км.: 500
Боевое и гражданское использование гидропланов Ш-2
Подавляющее большинство Ш-2 поступало в гражданские ведомства, но из самолетов постройки завода № 31 50 единиц передали военным. 35 из них использовались в школах, остальные распределили между различными частями гидроавиации в качестве связных. К 1939 г. большинство военных Ш-2 списали по износу, но советско-финская война показала чрезвычайную полезность этих машин, идеально подходящих для действий в лесисто-озерных районах и использовавшихся для связи, перевозки небольших грузов, эвакуации раненых. Поэтому выпуск летающих лодок Ш-2 возобновили.
Во время Великой Отечественной войны летающие лодки Ш-2 эксплуатировались главным образом в составе Особых групп (с осени 1942 г. -полков) Гражданского воздушного флота. Помимо связи и эвакуации раненых, такие самолеты привлекались для полетов к партизанам.
Два самолета Ш-2 в августе 1942 г. были захвачены финнами и служили в ВВС Финляндии до 1944 г.
В послевоенное время Ш-2 эксплуатировались только в гражданской авиации. Последние из них летали до 1964 г.
Амфибия Ш-2 отличалась простотой конструкции, неприхотливостью в эксплуатации и легкостью в управлении. Самолет, задуманный для гражданских нужд, оказался весьма подходящим и для решения ряда вспомогательных задач в военной авиации.
Оставьте свой отзыв