Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Ш-2

Фото самолета-амфибии Ш-2

Фото самолета-амфибии Ш-2

Легкий одномоторный многоцелевой самолет-амфибия Ш-2 представлял собой полутораплан цельнодеревянной конструкции. Двигатель с тянущим винтом установлен на передней кромке верхнего крыла. Разработка велась небольшой группой под руководством В. Б. Шаврова в инициативном порядке с 1928 г. Самолет представлял собой летающую лодку с небольшими поддерживающими поплавками и поднимающимся колесным шасси.

Прототип Ш-1 с двигателем «Вальтер» (85 л.с.) впервые поднялся в воздух 21 июня 1929 г. По результатам испытаний машину рекомендовали в серийное производство при условии установки более мощного отечественного двигателя М-11. Для этого пришлось несколько увеличить размеры планера. В таком варианте самолет под обозначением Ш-2 начал строиться на авиазаводе № 31 в Таганроге. В 1932—1934 гг. там выпустили 270 самолетов. В 1940—1941 гг. Ш-2 строился авиаремонтными мастерскими № 21 в Ленинграде (выпущено 50 единиц), в 1942-1945 гг. — на ремонтном заводе № 403 в Иркутске (150).

В послевоенное время партии Ш-2 собирались на Иркутском заводе в 1946-1947 и 1951-1952 гг. Общее количество построенных амфибий Ш-2 оценивается примерно в 700 единиц, хотя некоторые источники называют гораздо большие цифры — вплоть до 1200 машин.

Основная модификация гидросамолета

Ш-2 — 5-цилиндровый мотор воздушного охлаждения М-11 (100 л.с); на самолетах выпуска 1940-1945 гг. — М-11Д (100 л.с), на машинах послевоенных выпусков — М-11Л (115 л.с.) или М-11 К (125 л.с). Вооружение отсутствует. Вместимость — 3 человека, включая пилота; возможна перевозка раненого на носилках.

Лётно-технические характеристики летающей лодки Ш-2

  • Двигатель: М-11Д
  • мощность, л.с.: 100
  • Размах крыла, м.: 13,0
  • Длина самолета, м.: 8,2
  • Высота самолета, м.: 3,5
  • Площадь крыла, кв. м.: 24,7
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 620
  • нормальная взлетная: 827
  • Максимальная скорость, км/ч: 139
  • Практический потолок, м.: 4140
  • Дальность полета, км.: 500

Боевое и гражданское использование гидропланов Ш-2

Многоцелевой гидросамолет Ш-2

Многоцелевая летающая лодка Ш-2

Подавляющее большинство Ш-2 поступало в гражданские ведомства, но из самолетов постройки завода № 31 50 единиц передали военным. 35 из них использовались в школах, остальные распределили между различными частями гидроавиации в качестве связных. К 1939 г. большинство военных Ш-2 списали по износу, но советско-финская война показала чрезвычайную полезность этих машин, идеально подходящих для действий в лесисто-озерных районах и использовавшихся для связи, перевозки небольших грузов, эвакуации раненых. Поэтому выпуск летающих лодок Ш-2 возобновили.

Во время Великой Отечественной войны летающие лодки Ш-2 эксплуатировались главным образом в составе Особых групп (с осени 1942 г. -полков) Гражданского воздушного флота. Помимо связи и эвакуации раненых, такие самолеты привлекались для полетов к партизанам.

Два самолета Ш-2 в августе 1942 г. были захвачены финнами и служили в ВВС Финляндии до 1944 г.

В послевоенное время Ш-2 эксплуатировались только в гражданской авиации. Последние из них летали до 1964 г.

Амфибия Ш-2 отличалась простотой конструкции, неприхотливостью в эксплуатации и легкостью в управлении. Самолет, задуманный для гражданских нужд, оказался весьма подходящим и для решения ряда вспомогательных задач в военной авиации.

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image