Британский гидросамолет Short «Singapore» представлял собой патрульную летающую лодку-биплан дальнего действия, конструкция которой развивалась с середины 20-х гг. Первым представителем серии «Сингапуров» стал двухмоторный самолет S.5 («Сингапур» Mk.I), представлявший собой переработанный проект ещё более раннего гидроплана «Кромарти» (с металлическим фюзеляжем вместо деревянного). Прототип «Сингапур» Mk.I (ставший единственным построенным самолетом этого типа), оборудованный двигателями жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Кондор» IIIA (650 л.с), был облетан 17 августа 1926 г. За ним последовал четырехмоторный самолет S.12 («Сингапур» Mk.II) с тандемными мотоустановками («тяни-толкай»), расположенными между верхним и нижним крыльями и характерным трехкилевым вертикальным оперением. Силовая установка состояла из 12-цилиндровых моторов жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Кестрел».
Испытания «Сингапура» Mk.II, начатые 27 марта 1930 г., оказались весьма успешными, и Министерство авиации Великобритании в 1933 г. заказало четыре доработанных гидросамолета по спецификации R.3/33, а затем ещё 33 машины по несколько откорректированной спецификации R.1/34. Самолет, получивший фирменное обозначение S.19, проектировался под руководством авиаконструкторов А. Джоуджа и П. Липскомба. Он сохранил основные особенности S.12, в т.ч. тандемные мотоустановки и трехкилевое вертикальное оперение. Конструкция планера — цельнометаллическая (но обшивка крыла и оперения — полотняная).
Первый серийный самолет вышел на испытания 15 июня 1934 г., производство всех 37 машин завершили к июню 1937 г.
Основная модификация летающей лодки Шорт «Сингапур»
Short «Singapore» Mk.III — на первых четырех машинах применены двигатели «Кестрел» IIIMS (передние) и «Кестрел» IIMS (задние), на остальных — соответственно «Кестрел» VIII и «Кестрел» IX мощностью 675 л.с. Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета «Виккерс» К или «Льюис» на передней, верхней и хвостовой открытых турелях. Под крылом возможна подвеска бомб общей массой до 907 кг.
Летно-технические характеристики
- Двигатель: Роллс-Ройс «Кестрел» VIII/IX
- мощность, л.с.: 675
- Размах крыла, м.: 27,43
- Длина самолета, м.: 19,56
- Высота самолета: 7,19
- Площадь крыла, кв. м.: 136,1
- Масса, кг:
- пустого самолета: 9237
- нормальная взлетная: 12773
- максимальная взлетная: 14692
- Максимальная скорость, км/ч:
- Максимальная: 219
- Крейсерская: 198
- Скороподъемность, м/с: 3,60
- Потолок, м.: 4570
- Дальность полета, км.: 1610
Боевое применение
Первой в апреле 1935 г. получила «Сингапуры» 230-я эскадрилья Берегового командования, базировавшаяся в Пемброук Док. Затем такие летающие лодки получила 203-я эскадрилья в Басре, 205-я в Сингапуре, 209-я в Маунт Баттене, 210-я и 228-я в Пемброук Док, а также 240-я в Колшоте. С сентября 1935 г. несколько «Сингапуров» 203-й эскадрильи патрулировали акваторию Красного моря и прилегающие к Адену воды Индийского океана в связи с агрессией Италии против Абиссинии. В 1937 г. две эскадрильи — 209-я с Мальты и 210-я из Алжира — участвовали в совместных британско-французских патрулях, призванных предотвратить атаки судов нейтральных стран подводными лодками во время гражданской войны в Испании.
Уже в 1938 г. началась замена «Сингапуров» более современными летающими лодками «Стрэнрир» и «Сандерленд». К 1 сентября 1939 г. Береговое командование располагало 19 «Сингапурами». На них летала 205-я эскадрилья на Дальнем Востоке и 203-я в Басре. Последняя 2 сентября 1939 г. была передислоцирована в Аден и до декабря 1939 г. использовала «Сингапуры» для патрулирования Индийского океана, после чего была перевооружена «Бленхеймами». Аналогичные задачи выполняли и самолеты 205-й эскадрильи — они «стерегли» от германских рейдеров подходы к Сингапуру, а также индийским портам, используя передовые базы на Цейлоне и Никобарских островах. В апреле 1941 г. 205-я эскадрилья получила первые PBY «Каталины», но продолжала параллельно эксплуатировать «Сингапуры» до октября 1941 г.
В октябре 1941 г. четыре «Сингапура», ранее служивших в 205-й эскадрилье, были переданы Новой Зеландии. Они предназначались для 5-й эскадрильи Королевских новозеландских ВВС, дислоцировавшейся на островах Фиджи, но до момента нападения Японии на Пёрл-Харбор туда успели перегнать лишь две машины. Пара самолетов, остававшихся в Сингапуре, 7—10 декабря выполнила несколько разведывательных полетов (в т.ч. в интересах печально известного соединения «Z», в которое входили линейный крейсер HMS «Рипалз» и линкор HMS «Принц Уэльский», прежде чем его атаковали и уничтожили японские самолёты), после чего «Сингапуры» перегнали на Фиджи. Один гидроплан 17 декабря был серьезно поврежден при взлете и затем списан, остальные три машины с 6 января 1942 г. осуществляли регулярные вылеты на противолодочное патрулирование. 10 июля один из экипажей обнаружил японскую подводную лодку, следовавшую в надводном положении у гавани Сува, и атаковал её бомбами. Результат атаки точно не установлен — считается, что новозеландцы смогли если не потопить, то хотя бы повредить субмарину. В сентябре 1942 г. одного из «Сингапуров» пришлось разобрать на запчасти, что позволило ещё некоторое время поддерживать в летном состоянии оставшихся два гидросамолета. В конце ноября и их пришлось поставить на консервацию. Однако в конце февраля 1943 г. их снова ввели в строй. Со 2 марта по 16 апреля пара «Сингапуров» выполнила ещё 22 патрульных полета, после чего эти антикварные машины, наконец, были списаны.
Самолеты «Шорт» «Сингапур» к началу Второй мировой войны был крайне устаревшими — ведь «родословная» этих морских бипланов была начата за добрых полтора десятилетия до этого. Тем не менее, в начальный период войны они оказались весьма полезными, активно действуя в Индийском и южной части Тихого океана.
Оставьте свой отзыв