Представитель большого семейства трехмоторных самолетов концерна SIAI S.82 разрабатывался с 1938 г. на базе пассажирского S.75 как многоцелевой «колониальный» самолет, способный выполнять как транспортные, так и бомбардировочные задачи. Машина смешанной конструкции отличалась вместительным двухъярусным фюзеляжем — на верхнем ярусе находилось 32 сиденья для парашютистов, а нижний представлял собой бомбоотсек, который можно было также использовать для перевозки грузов.
Прототип испытывался в 1939 г., серийные машины выпускались в 1940-1944 гг. Изготовлено было около 670 самолетов (включая 87, построенных в 1944 г. для Люфтваффе).
Основная модификация SIAI (Савойя-Маркетти) S.82 «Кенгуру»
- S.82 — двигатели «Альфа-Ромео» AR 128 RC18 (860 л.с.) или AR 128 RC21 (950 л.с). Стрелковое вооружение — 1 12,7-мм пулемет в верхней турели, 3 7,7-мм пулемета (1 в нижней установке и 2 в боковых окнах). Максимальная масса бомбовой нагрузки — 4000 кг. Экипаж — 5-6 чел.
Летно-технические характеристики самолета S.82
- Двигатели: Альфа-Ромео AR 128 RC18
- мощность, л.с.: 860
- Размах крыла, м.: 29,68
- Длина самолета, м.: 22,90
- Высота самолета, м.: 6,00
- Площадь крыла, кв. м.: 118,60
- Масса, кг: пустого самолета: 10 550
- максимальная взлетная: 17 015
- Максимальная скорость, км/ч: 345
- Время набора высоты 3000 м, мин.: 13’45»
- Практический потолок, м.: 6000
- Дальность полета с грузом 5000 кг, км.: 1780
Боевое использование самолетов Савойя-Маркетти S.82 «Кенгуру» в годы войны
К началу июня 1940 г. «Реджиа Аэронаутика» располагала лишь 12 S.82. Потребности воздушного транспорта обусловили быстрое увеличение объема выпуска самолетов. Кенгуру S.82 использовались для доставки подкреплений и различных грузов в Ливию и Восточную Африку (туда возили даже истребители «Фиат» CR.42 в частично разобранном виде). Привлекались они и к нанесению бомбовых ударов. 17 июля 1940 г. одиночный S.82 осуществил налет на Гибралтар. В последующем подобные налеты осуществлялись неоднократно (последний — 1 апреля 1942 г.). В них принимали участие экипажи 32-го стормо.
В ночь на 20 октября 1940 г. 4 самолета с базы в Эритрее совершили налет на нефтеперерабатывающее предприятие в Манаме (о. Бахрейн). Машины преодолели 4200 км за 15,5 часов — этот вылет стал самым продолжительным боевым полетом за всю Вторую мировую войну.
С октября 1941 г. совершали налеты на Александрию и Порт-Саид самолеты SIAI (Savoia-Marchetti) S.82 «Canguru» 114-й бомбардировочной группы. Особо эффективными они не были, поскольку совершались, как правило, одиночными самолетами. В декабре 1941 г. группа была брошена на бомбежки наступающих британских войск, понесла значительные потери и в январе 1942 г. была расформирована. Вместо неё в Ливию прибыла 145-я группа. Её самолеты бомбили цели в дельте Нила и на египетском побережье, доставляли диверсантов во вражеский тыл, а во время отступления итало-германских войск от Эль-Аламейна до Туниса бомбили британские войска, летая как ночью, так и днем.
Бомбардировки были лишь побочной задачей для S.82 — главными для них оставались транспортные полеты. Большая грузоподъемность и внушительные габариты грузовой кабины вызвали интерес к самолету со стороны Люфтваффе — уже в сентябре 1941 г. начались поставки S.82 Германии, продолжались они и после капитуляции Италии (завод, производящий S.82 находился в северной части страны, оккупированной вермахтом). Применялись такие транспортники также ВВС Итальянской социальной республики и ВВС правительства Италии на стороне союзников, а в послевоенный период эксплуатировались итальянскими ВВС до 1960 г.
История Второй мировой войны знает примеры успешного применения транспортных самолетов в качестве бомбардировщиков — например, советского Ли-2. Но S.82 изначально разрабатывался с учетом возможности такого применения. Наличие бомбоотсека и большой запас топлива позволяли ему совершать налеты на объекты, недосягаемые для самолетов других типов. Однако полноценным бомбардировщиком S.82 считаться не мог из-за сравнительно невысоких скоростных характеристик и уязвимости от зенитного огня.
Оставьте свой отзыв