Подобно некоторым другим гидросамолетам, участвовавшим во Второй мировой войне, эта машина имела очень долгую историю и запутанную «родословную». В начале 20-х гг. на фирме «Супермарин» под руководством Р. Митчелла была разработана одномоторная летающая лодка (амфибия) «Сигалл» Mk.I. Хотя эта машина так и осталась в единственном экземпляре, две следующие модификации строились серийно: Mk.II для Великобритании (25 единиц), a Mk.III — для Австралии (6) и Японии (1 экземпляр для испытаний). Австралийцы, получившие свои гидропланы в 1926— 1927 гг., были весьма довольны приобретением. В течение нескольких лет «тройки» весьма интенсивно эксплуатировались, в основном в мирных целях — для аэрофотосъемки и геологоразведки. Королевские австралийские ВВС были заинтересованы в приобретении новой партии амфибий, поставив условие — обеспечить возможность применения их в качестве катапультных самолетов с крейсеров. Удовлетворить это требование оказалось достаточно непросто, поскольку изначально конструкция планера «Сигалла» не была рассчитана на перегрузки, возникающие при старте с катапульты.
Новая модификация Supermarine Seagull, получившая индекс Mk.V (Mk.IV осталась в единственном опытном экземпляре) и фирменный индекс «тип 228», сохранила компоновку биплана и обводы предшественницы, но отличалась усиленным планером и развернутым «задом наперед» двигателем (вместо тянущего воздушного винта применили толкающий). Поменяли и сам мотор — вместо 12-цилиндрового «Нэпир» «Лайона» жидкостного охлаждения установили более легкий и мощный 9-цилиндровый звездообразный «Бристоль» «Пегасус». Конструкция планера была смешанной: фюзеляж-лодка — металлическая, крыло — с рядом деревянных элементов.
Прототип «Сигалла» Mk.V впервые поднялся в воздух 21 июня 1933 г. Испытания показали, что амфибия Supermarine Seagull, несмотря на небольшие размеры, отличается очень хорошей мореходностью. Летные данные также были неплохими. В итоге в августе 1934 г. австралийское правительство заказало 24 такие машины. Ещё раньше интерес к изделию «Супермарина» проявил Королевский флот, проведший весной 1934 г. цикл испытаний прототипа.
В апреле 1935 г. были заказаны первые 12 самолетов для авиации Королевского флота, отличавшиеся от австралийского варианта складывающейся бипланной коробкой и рядом других изменений. Поменялось и название — машину назвали «Walrus» — «Морж».
Поставки «Сигаллов» Mk.V начались летом 1935 г., «Уолрэсов» — в марте 1936 г. Производство последних завершилось в январе 1944 г. В общей сложности построено 770 самолетов: 309 фирмой «Супермарин» и 461 — «Capo» (на заводе в Ист-Коувсе).
Основные модификации гидросамолета
- «Сигалл» Mk.V — двигатель «Пегасус» IIM2 (625 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета «Виккерс» К на носовой и верхней турелях. Под крылом возможна подвеска до 227 кг бомб. Экипаж — 3-4 человека. Изготовлено 24 экземпляра.
- «Уолрэс» Mk.I — двигатель «Пегасус» IIM2 или (на большинстве) «Пегасус» VI (680 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны «Сигаллу» Mk.V. Часть самолетов начиная с марта 1941 г. оборудовались РЛС. Выпущено 555 единиц (285 — «Супермарином» и 270 — на заводах «Capo»).
- «Уолрэс» Mk.II — аналог Mk.I (с двигателем «Пегасус» VI) с лодкой деревянной конструкции, разработанной на фирме «Capo». Прототип испытывался с мая 1940 г. Выпущен 191 самолет заводом в Ист-Коувсе.
Летно-технические характеристики летающей лодки Supermarine Walrus Mk.I
- Двигатель: Бристоль «Пегасус» VI
- мощность, л.с.: 680
- Размах крыла, м.: 14.0
- Длина самолета, м.: 10,2
- Высота самолета: 4,6
- Площадь крыла, кв. м.: 56,7
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2220
- нормальная взлетная: 3265
- максимальная взлетная: 3650
- Максимальная скорость, км/ч: 215
- Скороподъемность, м/с: 5,3
- Потолок, м.: 5650
- Дальность полета, км.: 965
Боевое использование летающих лодок Супермарин Уолрэс
В авиации Королевского флота «Уолрэсы» поступали прежде всего на вооружение крейсеров. К 1937 г. этими машинами укомплектовали шесть катапультных звеньев: 711-е на Мальте, 712-е в метрополии, 714-е в Сингапуре, 715-е, приписанное к крейсерам Китайской станции, 718-е — Вест-Индской станции и 720-е — Новозеландского дивизиона.
По состоянию на 1 сентября 1939 г. амфибии «Уолрэс» составляли авиационное вооружение примерно трех десятков крейсеров Королевского флота, несших службу в различных уголках мира.
Кроме того, такие самолеты входили в состав 710-й эскадрильи гидроавиатранспорта «Альбатрос» (принятого в 1938 г. от Королевского австралийского флота), а также дислоцировались на береговых базах.
С первых дней войны «Уолрэсы» берегового базирования привлекались для противолодочного патрулирования, а самолеты катапультных звеньев участвовали в охоте за немецкими рейдерами. В ходе преследования «карманного линкора» «Адмирал граф Шпее» один «Уолрэс» с крейсера «Саффолк» пропал без вести, а ещё две амфибии, находившиеся на борту крейсера «Эссекс», получили повреждения от артиллерийского огня противника.
В апреле-июне 1940 г. «Уолрэсы» активно участвовали в Норвежской кампании. Шесть таких амфибий отправились к берегам Норвегии на авианосце «Глориэс», ещё несколько доставили крейсера. В Норвегии достаточно активно и успешно применялись в качестве легких ночных бомбардировщиков. Потери составили всего одну машину, остальные благополучно вернулись в метрополию на авианосце «Арк Ройял». В боях в Норвегии приняли участие и два «Уолрэса», интернированных этой страной в начале апреля 1940 г. (ещё до германского вторжения). На самолеты нанесли норвежские опознавательные знаки и включили в состав временной «Авиагруппы фиорда Ромсолаль».
Supermarine Walrus со сложенными крыльями установлен на катапульте крейсера «Йорк».
Весьма активно «Уолрэсы» применялись во время эвакуации из Дюнкерка. Их экипажам удалось спасти много людей с потопленных немцами кораблей и судов. С вступлением в войну Италии активизировалась работа «Уолрэсов» на Средиземном море и в Индийском океане. И если на первом ТВД из функции сводились преимущественно к разведке, то на втором они использовались гораздо разнообразнее. Так, в августе 1940 г. «Уолрэсы» с крейсеров «Хобарт», «Линдер» и «Дорчестер» применялись как штурмовики, нанося удары по итальянским объектам в Сомали.
Для гидроавиатранспорта «Альбатрос» работы в метрополии не нашлось — его вместе с приписанными «Уолрэсами» отправили во Фритаун (Гвинея). Там гидропланы занимались сопровождением конвоев, противолодочным патрулированием и поисково-спасательной службой. В мае 1942 г. «Альбатрос» перевели в Индию, а в сентябре его самолеты обеспечивали авиационную поддержку высадки на о. Майотта — французском владении, находившемся под контролем вишистов.
Корректирование огня корабельной артиллерии, считавшееся перед войной одной из основных задач корабельной авиации, во время Второй мировой войны Королевским флотом применялось весьма ограничено. Применительно к «Уолрэсам» зафиксировано только два случая успешного применения таких гидропланов в качестве корректировщиков, и оба в Средиземном море: во время боя у мыса Теулада 27 ноября 1940 г. удачно отработали «Уолрэсы» с линкора «Ринаун» и крейсера «Манчестер», а 28 марта 1941 г. во время боя у мыса Матапан — самолет с крейсера «Глостер». Более успешно решались задачи поиска немецких судов снабжения подлодок и рейдеров. Особенно удачным в этом отношении оказался июнь 1941 г., когда «Уолрэс» с крейсера «Лондон» сумел обнаружить танкеры «Эссо Гамбург» и «Эгерланд» (оба захвачены британцами), а такой же самолет с «Шеффилда» — танкер «Фридрих Бреме» (потоплен).
К концу 1943 г. все катапульты с крупных кораблей Королевского флота были демонтированы — функции самолетов-разведчиков и корректировщиков взяли на себя радары. Для «Уолрэсов» приоритетными стали задачи поиска и спасения. Авиация Королевского флота сохраняла амфибии в составе береговых вспомогательных эскадрилий, а также спасательных звеньев авианосцев — в составе последних «Уолрэсы» принимали участие в боевых действиях против Японии вплоть до августа 1945 г.
Большинство «Уолрэсов» было передано Королевским ВВС, где их эксплуатировало 13 эскадрилий. В частности, 275, 276, 278 и 282-я эскадрильи обеспечивали высадку в Нормандии в июне 1944 г. Ещё четыре — 283, 284, 293 и 294-я — действовали на Средиземном море. Базировались спасательные «Уолрэсы» и в Индии и на Цейлоне. Значение этих самолетов для спасательных операций подчеркивает хотя бы тот факт, что лишь амфибии 277-й эскадрильи спасли около 1000 членов экипажей сбитых самолетов. 624-я эскадрилья использовала «Уолрэсы» для поиска морских мин. Базируясь в Гроталье (Италия), эта часть выделяла звенья, действовавшие с других итальянских и греческих баз. Она занималась противоминными операциями вплоть до расформирования в ноябре 1945 г. Уже в конце войны на смену «Уолрэсам» начали приходить новые амфибии «Си Оттер», и в июне 1946 г. «Уолрэсы» сняли с вооружения в Великобритании.
Австралии самолеты «Сигалл» Mk.V поступили на вооружение 101-го звена, приписанного к гидроавиатранспорту «Альбатрос». В апреле 1936 г. звено развернули в 5-ю эскадрилью. После передачи «Альбатроса» Великобритании самолеты базировались на крейсерах. В начале 1939 г. эскадрилья стала 9-й. В том же году в дополнение к «Сигаллам» начали поступать «Уолрэсы». Судьба австралийских катапультных самолетов была подобна британским: в 1944 г. катапульты с крейсеров сняли, 31 декабря 9-ю эскадрилью расформировали, а уцелевшие «Уолрэсы» использовали как спасательные и связные. На Тихоокеанском ТВД несколько «Уолрэсов» эксплуатировала и новозеландская 5-я эскадрилья, базировавшаяся на Фиджи, а затем — на о. Эспириту Санту. Около полутора десятков «Уолрэсов» попало в Канаду, где они служили до конца 1946 г.
Один «Уолрэс», брошенный англичанами в Архангельске, был восстановлен и в 1942—1943 гг. служил в ВВС Беломорской флотилии.
Два самолета «Уолрэс» в январе 1939 г. попали в Аргентину, где использовались с крейсера «Ла Аргентина». В 1947 г. ВМС этой страны приобрело ещё 8 «Уолрэсов», которые, в частности, использовались в антарктических экспедициях. Последние из них служили до 1958 г.
6 «Уолрэсов» в 1938 г. приобрела Турция, в 1939 г. три машины купила Ирландия, а уже во время войны пять амфибий попали в Португалию. Наконец. ВМС Франции получили несколько «Уолрэсов» в 1945 г. и применяли их в качестве спасательных и учебных в эскадрилье 53S до 1948 г.
В послевоенные годы несколько десятков «Уолрэсов» попало в частные руки. Они применялись как пассажирские, почтовые, а также для обеспечения китобойного промысла. Последние из них летали до начала 60-х гг. Интересно, что в их числе были, наряду с машинами военной постройки, и вовсе антикварные «Сигаллы» Mk.V!
Амфибия «Уолрэс» оказалась на редкость практичным самолетом. Изначально задумывавшаяся как многоцелевая машина, она была такой и на деле, применяясь и как корабельный разведчик, и как противолодочный, поисково-спасательный и связной самолет.
Оставьте свой отзыв