В январе 1934 г. Императорский японский флот выпустил требования к разведывательному гидросамолету, способному базироваться на новых крейсерских подводных лодках типа J-3. Спецификация 9-Си определяла, что новый гидросамолёт-разведчик должен быть двухместным, на двух поплавках, небольших габаритов. В сложенном положении самолёт предполагалось помешать в цилиндрический герметичный ангар диаметром 2 метра. Проектировщикам предлагалось максимально повысить стойкость всей конструкции самолёта к коррозии в условиях хранения и продолжительного воздействия влажного морского климата. В конкурсе приняли участие несколько компаний, а победителем оказался проект фирмы «Ватанабэ», разработанный под руководством японского авиаконструктора Р. Хигучи.
Самолет, получивший обозначение Watanbe E9W, представлял собой цельнометаллический биплан, оборудованный 9-цилиндровым мотором «Хитати» GK-2 «Темпу» 11 (300 л.с), впоследствии замененным более мощным «Темпу» 12 (340 л.с).
Первый прототип Ватанабэ, построенный уже в августе 1934 г., предназначался для наземных прочностных испытаний. Летный образец был выпущен в феврале 1935 г. Испытания показали недостаточную продольную устойчивость и тенденцию к кабрированию, но эти дефекты удалось устранить, увеличив площадь хвостового оперения. В октябре 1935 г. флот принял E9W1 на вооружение, и впоследствии завод «Ватанабэ» в Фукуоке выпустил 32 серийные машины. В системе кодов союзников обозначался «Слим».
Основная модификация Watanabe E9W Slim
E9W1 («малый гидросамолет-разведчик морской тип 96 модель 1») -двигатель «Хитати» 12 (340 л.с). Стрелковое вооружение—1 7,7-мм пулемет «тип 92» на верхней установке. Бомбовая нагрузка не предусмотрена. Экипаж — 2 человек.
Летно-технические характеристики поплавкового самолета Ватанабэ
- Двигатель: Хитати GK2 «Темпу» 12
- мощность, л.с.: 340
- Размах крыла, м.: 9,98
- Длина самолета, м.: 7,64
- Высота самолета, м.: 3,30
- Площадь крыла, кв. м.: 24,60
- Масса, кг:
- пустого самолета: 847
- взлетная: 1210
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 232
- Крейсерская: 148
- Скороподъемность, м/с: 5,3
- Потолок, м.: 6750
- Дальность полета, км.: 730
Фото японского поплавкового гидросамолета Ватанабэ E9W.
Боевое использование гидросамолетов Ватанабэ E9W в годы Второй мировой
Ввод в строй самолетов E9W1 несколько задержался в связи с отставанием сроков постройки крейсерских подлодок. Первыми их получили субмарины 1-7 и 1-8, что позволило к 1937 г. отработать приемы эксплуатации и боевого применения гидросамолетов на подводных лодках. Сама конструкция E9W1 оказалась достаточно удачной: сборка самолета перед стартом занимала всего 2,5 минуты, а разборка — 1,5. Однако процедуры, связанные со стартом гидроплана и особенно, с его подъемом на борт лодки после посадки, занимали гораздо больше времени, что делало субмарину достаточно уязвимой. Тем не менее с 1938 г. гидросамолеты E9W1 с борта японских подлодок принимали участие в блокадных операциях у побережья Китая.
Несмотря на принятие на вооружение более современного самолета аналогичного назначения Yokosuka E14Y Glen, некоторое количество E9W1 оставалось в строю и после нападения на Пёрл-Харбор. По состоянию на середину 1942 г. они находились на десяти подлодках: 1-7, 1-8, 1-10, 1-15, 1-17, 1-19, 1-21 1-23, 1-25 и 1-26. В течение последующих нескольких месяцев последние E9W1 были списаны.
Гидросамолет Ватанабэ E9W1 представлял собой достаточно зрелую и отработанную конструкцию, однако к моменту вступления Японии во Вторую мировую войну успел устареть.
Оставьте свой отзыв