Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Виккерс «Уэллсли»

Одномоторный бомбардировщик Второй мировой войны Виккерс "Уэллсли"

Фото британского одномоторного бомбардировщика Виккерс "Уэллсли"

Виккерс «Уэллсли» — одномоторный бомбардировщик-моноплан цельнометаллической конструкции с убираемым шасси, разрабатывавшийся согласно спецификации G.4/31 под руководством Б. Уоллиса. Конструктор, опираясь на свой опыт работы в дирижаблестроении, разработал оригинальную схему геодетического (диагонального) набора. «Уэллсли» стал первым серийным самолетом, построенным по такой схеме.

Первоначально фирма «Виккерс» представила на конкурс биплан «тип 253». Проект был признан лучшим по сравнению с предложениями 7 фирм-конкурентов, и «Виккерс» получил заказ на 96 самолетов. Но по настоянию самой фирмы заказ перевели на более прогрессивный моноплан «тип 246», у которого по геодетической схеме выполнили не только фюзеляж, но и крыло. Характерной чертой самолета стали две отдельные закрытые кабины для членов экипажа и применение специальных подкрыльевых контейнеров для бомб (было признано нежелательным ослаблять геодетическую конструкцию фюзеляжа вырезом под бомболюк — хотя места в фюзеляже для бомбоотсека вполне хватило бы).

Прототип, вышедший на испытания 19 июня 1935 г., первоначально оборудовали мотором «Пегасус» III M3 — таким же, как и на биплане «тип 253», но позже установили более совершенный «Пегасус» X. Моноплан показал полное превосходство над бипланом по всем летным характеристикам. Однако самолет уже не отвечал спецификации G.4/31, требовавшей создание многоцелевого самолета взаимодействия с армией — он был ярко выраженным бомбардировщиком. Под него разработали новые требования В.22/35 и приняли на вооружение.

Доводка технологии производства геодетических конструкций Vickers «Wellesley» заняла довольно много времени — первый серийный «Уэллсли» был готов лишь в январе 1937 г. До 1938 г. завод в Бруклендсе построил 176 серийных машин этого типа.

Основная модификация

«Уэллсли» Mk.I — 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Бристоль» «Пегасус» XX (925 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета «Виккерс» (1 в правом крыле, 1 на верхней установке). Максимальная масса бомбовой нагрузки — 908 кг (по 454 кг в двух подкрыльевых контейнерах). Экипаж — 2 человек

Летно-технические характеристики самолета Виккерс «Уэллсли» Mk.I

  • Двигатель: Бристоль «Пегасус» XX
  • мощность, л.с.: 925
  • Размах крыла, м.: 22,73
  • Длина самолета, м.: 11,66
  • Высота самолета, м.: 4,66
  • Площадь крыла, кв. м.: 54,33
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3066
  • нормальная взлетная: 5011
  • максимальная взлетная: 5670
  • Максимальная скорость, км/ч: 325
  • Время набора высоты 4600 м, мин.: 17,8
  • Практический потолок, м.: 7770
  • Дальность полета с максимальной бомбовой нагрузкой, км.: 1965

Боевое использование самолетов Виккерс «Уэллсли»

Подкрыльевые бомбовые контейнеры на "Уэллсли"

Специальные подкрыльевые бомбовые контейнеры на "Уэллсли"

Бомбардировщиками «Уэллсли» в 1937-1938 гг. вооружили 4 АЭ в метрополии и 3 — на Ближнем Востоке. Именно последний регион изначально рассматривался как основной для применения этих машин — их служба в метрополии была лишь временной. К сентябрю 1939 г. Виккерс «Уэллсли» оставались на вооружении только 14-й АЭ в Египте, а также 47-й и 223-й в Судане. Боевые действия во ВМВ для них начались после вступления Италии в войну 10 июня 1940 г. На следующий день 8 самолетов 47-й АЭ совершили первый боевой вылет, бомбив Асмэру — административный центр Эритреи. В последующие месяцы «Уэллсли» Королевских ВВС наносили бомбовые удары по опорным пунктам итальянских войск в Восточной Африке, действуя небольшими группами, преимущественно днем и без истребительного прикрытия. Активные боевые действия продолжались до ноября 1941 г., когда пал Гондар — последний опорный пункт итальянцев в регионе. К тому времени на «Уэллсли» летала только 47-я АЭ. Впоследствии перебазированная в Массауа, она до сентября 1942 г. осуществляла противолодочное патрулирование Красного моря, после чего была перевооружена.

Три самолета «Уэллсли» в феврале 1940 г. передали египетским ВВС, но сведения об их применении отсутствуют.

Стоит упомянуть о ещё одном эпизоде, правда, не связанном с боями. Обладавший отличной дальностью и большим объемом фюзеляжа самолет как нельзя лучше годился для рекордных полетов. В 1938 г. 5 «Уэллсли» были переоборудованы в рекордные машины. На них установили моторы «Пегасус» XXII, а запас топлива увеличили с 1955 до 5864 л. Предусмотрели также место для третьего члена экипажа. 5 ноября 1938 г. три машины стартовали из Исмаилии (Египет), чтобы ранним утром 7 ноября достичь Дарвина в Австралии (правда, до цели без посадки добрались только 2 «Уэллсли» — третий вынужден был сесть на о. Тимор). Самолеты преодолели 11 518 км, превысив советский рекорд дальности на трассе Москва-Сан-Франциско (10 148 км).

Самолет «Уэллсли» по своим скоростным характеристикам и вооружению к началу Второй мировой войны отнюдь не мог считаться современным. Если бы ему пришлой пойти в бой в небе Европы, это завершилось бы неминуемым разгромом в первые же дни боев (как случилось, например, с «Фэйри» «Бэттл»). Но в Восточной Африке в условиях относительно слабой ПВО «Уэллсли» успешно воевали, хотя и несли потери от немногочисленных итальянских истребителей. В условиях этого ТВД особенно востребованной оказалась большая дальность полета «Уэллсли».

Схемы и чертежи Виккерс «Уэллсли»

Чертеж самолета Виккерс "Уэллсли"

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image