Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хейнкель He-177 «Гриф»

Дальний бомбардировщик Люфтваффе Хейнкель Хе-177А-6 ГрифВ апреле 1937 г. в Германии была закрыта программа разработки четырехмоторных бомбардировщиков Ju-89 и Do-19 — т.н. «Урал-бомберов», поскольку по мнению руководства Рейхсминистерства авиации эти самолеты представляли собой вчерашний день в плане технологии и летных качеств, и к началу войны неминуемо устарели бы. Но вопрос о создании бомбардировщика дальнего действия оставался на повестке дня — ещё в июне 1936 г.

Рейхсминистерство разработало требования к «Бомбер А» — самолету с дальностью полета 2500 км, максимальной скоростью 500 км/ч на высоте 6000 м (больше, чем у современных истребителей) и бомбовой нагрузкой 1200 кг. Вопрос о количестве двигателей отдавался на усмотрение конструкторов. Благодаря применению дистанционно управляемых стрелковых установок экипаж машины предполагалось ограничить 3 чел., размещенными в гермокабине. В конкурсе участвовало 6 ведущих фирм. Победителем оказался проект «Хейнкеля» Р. 1041, разработанный под руководством Г. Гертеля.

Конструктор, исходя из требования обеспечить высокую скорость, пошел на применение своеобразной силовой установки: четырех моторов, установленных попарно в двух мотогондолах, причем каждая пара через редуктор работала на один винт. Таким образом, внешне самолет выглядел двухмоторным, а отказ от раздельного размещения двигателей позволял несколько снизить лобовое сопротивление. Самолету присвоили индекс Не-177, но в связи со смещением приоритетов в сторону тактических бомбардировщиков его разработка должна была осуществляться как демонстратора технологии с низким приоритетом и перспективой принятия на вооружение в качестве морского разведчика-бомбардировщика, приспособленного для бомбометания с пикирования.

Для Хейнкель Не-177 выбрали двигатели DB 606 (спарки DB 601), хотя рассматривались и альтернативные варианты силовой установки. Первый прототип Не 177V1 был облетан 9 ноября 1939 г. В первом квартале 1940 г. были готовы ещё 3 прототипа, но все три вскоре были потеряны в катастрофах. Но по мере готовности очередных прототипов (всего их построили 8) испытания продолжались. К тому времени отказались от гермокабины, а вместо дистанционно управляемых стрелковых установок решили применить обычные.

Поставки предсерийных самолетов начались в 1941 г., общий объем производства (включая прототипы) составил 1137 машин, выпущенных фирмами «Хейнкель» (414) и «Арадо» (723).

Основные модификации Хейнкель He-177:

Не 177А-0 — предсерийная партия (35 единиц). Двигатели DB 606 (2700 л.с). Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка MG FF в передней части подфюзеляжной гондолы, 7,92-мм спаренный пулемет MG 81Z в задней части гондолы, пулемет MG 81 в носовой части фюзеляжа и 2 13,2-мм пулемета MG 131 -в верхней башне и в хвостовой части фюзеляжа. Максимальная бомбовая нагрузка — 2400 кг. Экипаж — 5 чел.

Не 177А-1 — установлены 6 наружных бомбодержателей. В задней части гондолы вместо MG 81Z установлен MG 131. Модификации Не 177A-1/R1, R2, R3 и R4 отличались размещением и типом стрелковых установок, а Не 177A-1/U1 (переделано 12 единиц) получили в передней части подфюзеляжной гондолы по 2 30-мм пушки МК 101. В общей сложности с января 1942 г. по январь 1943 г. изготовили 130 самолетов.

Не 177А-3 — усилена конструкция крыла, аэродинамические тормоза для бомбометания с пикирования отсутствуют. Удлинен фюзеляж. Выпускался в нескольких вариантах. На Не 177A-3/R1 установлены 2 верхние башни (с одним и двумя пулеметами MG 131), остальное вооружение соответствует Не 177А-1. На Не 177A-3/R2 (выпускался с апреля 1943 г.) в передней части гондолы и хвостовой части фюзеляжа установлены 20-мм пушки MG 151/20. Не 177A-3/R3 и R4 были носителями управляемых авиабомб Hs 293. В общей сложности с ноября 1942 г. изготовлено 335 Не 177А-3.

Не 177А-5 — двигатели DB 610 (спарки DB 605; 2975 л.с). Экипаж — 6 чел. Стрелковое вооружение аналогично Не 177А-3/R2. Не 177A-5/R1 и R4 были носителями управляемых авиабомб, на Не 177A-5/R2 переделан бомбоотсек и система сброса бомб, на Не 177A-5/R3 установлена подфюзеляжная дистанционно управляемая установка с 1 пулеметом MG 131, на Не 177A-5/R5 смонтирована такая же установка, а, кроме того, пулемет MG 131 в задней части гондолы заменен спаркой MG 81Z. До августа 1944 г. выпущено 565 самолетов Не 177.

Не 177А-6 — изменено остекление кабины. Стрелковое вооружение — 2 пушки MG 151/20 в верхней башне, 4 пулемета MG 131 в хвостовой установке, 2 — в задней части гондолы и 2 — в дистанционно управляемой установке под носовой частью фюзеляжа. Переоборудовано 6 (по другим данным, до 15) самолетов из Не 177А-3/А-5.

Не 177А-7 — увеличен размах крыла. Переоборудовано 11 самолетов из Не 177А-5.

Летно-технические характеристики самолетов Хейнкель Не-177А-1 Гриф

  • Двигатели: DB 606
  • мощность, л.с.: 2700
  • Размах крыла, м: 31,44
  • Длина самолета, м.: 20,40
  • Высота самолета, м.: 6,67
  • Площадь крыла, кв. м.: 100
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 16 500
  • максимальная взлетная: 30 300
  • Максимальная скорость, км/ч: 480
  • Скороподъемность, м/с: 3,25
  • Практический потолок, м.: 10 000
  • Дальность полета, км.: 5600

Боевое использование Хейнкель Хе-177

Внедрение Хейнкель Не 177А в части шло крайне медленно и сопровождалось частыми авариями — подводила сложная мотоустановка.

Хейнкель Хе-177 захваченный англичанами

Хейнкель Хе-177 захваченный англичанами

Летом 1942 г. сформировали группу I/FKG 50. К началу декабря она насчитывала 33 самолета, но лишь 10 из них было полностью исправны, а освоили новую машину только 9 экипажей. Несколько дней спустя группу передислоцировали в Запорожье, откуда Не 177А осуществляли снабжение окруженных под Сталинградом войск 6-й армии. 25 января 1943 г. 5 Не 177А-1 совершили первый бомбардировочный налет, сбросив почти 13 т бомб на район Питомника. До конца месяца было выполнено ещё несколько налетов, но из-за участившихся аварий «Грейфов» группу вскоре вывели с Восточного фронта. Группу реорганизовали в II/KG 40 и перевооружили самолетами-носителями управляемых авиабомб. Дислоцируясь в Бордо, она приступила к действиям против вражеского судоходства. Первый налет с применением Hs 293 был предпринят 21 ноября 1943 г., когда 20 Не 177А-3 атаковали конвой, потопив одно судно и повредив другое. 26 ноября был потоплен транспорт «Рона», на котором погибло более 1100 чел. Но в этих двух налетах группа II/KG 40 лишилась 12 самолетов и 8 опытных экипажей. Вследствие этого «Грейфы» были переведены на действия ночью.

В январе 1940 г. Не 177А частично вооружили группу I/KG 40. С 21 января часть «Грейфов» участвовала в налетах на Англию в рамках операции «Штейнбок». Над Англией действовала и только что перевооруженная Не 177 группа I/KG 100 — её самолеты бомбили британские города до конца апреля. С 23 января экипажи II/KG 40 наносили удары по кораблям противника у побережья Италии, где начался десант в Анцио. Самолеты действовали ночью, каждый Не 177А нес 2 Hs 293 и 16 50-кг осветительных бомб. Успехов достигнуто не было, а в середине февраля обе группы вывели из боя для перевооружения на Не 177А-5. К боевым действиям они вернулись во второй половине апреля 1944 г., но особых успехов в действиях над Атлантикой не добились.

К середине 1944 г. удалось укомплектовать Не 177А три группы эскадры KG 1.

Базируясь на аэродромах в Восточной Пруссии, они приступили к налетам на объекты в глубоком тылу советских войск. Крупнейшим стал налет на железнодорожный узел Великие Луки 16 июня 1944 г., в котором участвовали 87 «Грейфов». Когда 22 июня началось советское наступление в Белоруссии (операция «Багратион»), самолеты KG 1 были брошены на наступающие колонны противника. Налеты осуществлялись, как правило, парами, в дневное время и с небольшой высоты, что вело к большим потерям среди бомбардировщиков. Уже 28 июля эскадру вывели в Германию, а в августе расформировали.

Хейнкель Не 177А оказался чрезвычайно проблемным самолетом — и обусловлено это было чрезмерной сложностью его силовой установки. И если к 1944 г. надежность работы спаренных моторов удалось довести до приемлемых пределов, то их качественное наземное обслуживание в полевых условиях было практически невозможным. К тому же, затянувшееся внедрение Не 177А в части привело к тому, что «Грейф» появился на фронте, когда Люфтваффе, перейдя к обороне, уже не нуждались в дальних бомбардировщиках. В итоге, к осени 1944 г. все части с Не 177А были расформированы, и на аэродромах без дела простаивали сотни ненужных самолетов.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image