Один из наиболее известных двухмоторных бомбардировщиков Второй мировой войны, Дуглас DB-7/A-20 «Хэвок»/«Бостон» имел довольно долгую историю создания.
В марте 1936 г. на фирме «Нортроп» в инициативном порядке под руководством Э. Хайнемана началось проектирование двухмоторного штурмовика под обозначением «модель 7А» — цельнометаллического высокоплана с убираемым трехколесным шасси с носовой стойкой. В 1937 г. Армия США объявила официальные требования к новому штурмовику: скорость не менее 200 миль в час (322 км/ч), дальность полета 1200 миль (1930 км), бомбовая нагрузка 1200 фунтов (544 кг). «Модель 7А» отвечала требованиям по скорости, но имела меньшую бомбовую нагрузку. Проект переработали, предусмотрев установку более мощных моторов R-1830-S3C3-G, удвоив запас горючего, а расчетную бомбовую нагрузку довели до 908 кг. Носовая часть фюзеляжа могла быть выполнена остекленной, с рабочим местом штурмана-бомбардира, или глухой, с пулеметной батарей (в первом случае экипаж состоял из трех человек, во втором -из двух). Оборонительное вооружение в обоих вариантах состояло из двух 7,62-мм пулеметов в выдвижных верхней и нижней турелях. Самолет получил обозначение «модель 7В», а его проектирование осуществлялось уже фирмой «Дуглас», которая поглотила «Нортроп», и в которой теперь работал Э. Хайнеман.
Конкурс, состоявшийся в июле 1938 г., победителя не объявил, и участвовавшим в нем фирмам предложили построить по одному прототипу самолетов для сравнительных испытаний. Опытный экземпляр «модели 7В» впервые поднялся в воздух 26 октября 1938 г. В ходе испытаний машина продемонстрировала хорошую скорость, отличную для двухмоторного самолета маневренность и отсутствие каких-либо неприятных особенностей пилотирования. Самолет летал с обоими вариантами носовой части, которые выполнили взаимозаменяемыми.
И хотя американские военные пока не спешили закупать самолет, а прототип разбился 23 января 1939 г., изделие «Дугласа» ждал коммерческий успех — самолет был заказан Францией. 17 августа 1939 г. поднялся в воздух новый прототип, получивший обозначение DB-7, доработанный по французским требованиям, а в октябре начался выпуск серийных машин. Общий объем производства составил 7478 самолетов.
Летно-технические характеристики самолетов Дуглас DB-7/A-20 Boston:
Двигатели: Пратт энд Уитни R-1830-S3C4-G
мощность, л.с.: 1200
Размах крыла, м.: 18,67
Длина самолета, м.: 14,32
Высота самолета, м.: 4,83
Площадь крыла, кв. м.: 43,11
Масса, кг:
пустого самолета: 5171
взлетная: 8636
Скорость максимальная, км/ч: 475
Потолок, м.: 7835
Дальность полета, км:
Нормальная: 1600
Основные модификации Douglas DB-7/A-20 «Havoc»/«Boston»:
Дуглас DB-7 — 14-цилиндровые двигатели «Пратт энд Уитни» R-1830-SC3-G (1000 л.с; на первых 130 самолетах) или R-1830-S3C4-G (1200 л.с). Стрелковое вооружение — 6 7,5-мм пулеметов (4 неподвижных в носовой части, по 1 в верхней и нижней установках). Масса бомбовой нагрузки — 800 кг. Экипаж — 3 чел. По французскому заказу изготовлено 270 самолетов, обозначавшихся во Франции DB-7B3. Большинство самолетов из-за поражения Франции попали в Великобританию, где обозначались «Бостон» Mk.I (20 машин с моторами R-1830-SC3-G) и «Бостон» Mk.II (самолеты с моторами R-1830-S3C4-G). На самолетах установили 7,7-мм пулеметы и бортовое оборудование британского образца. Впоследствии переоборудовались в ночные истребители «Хэвок» Mk.I.
Дуглас DB-7A — аналог DB-7 с 14-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Райт» R-2600-A5B (1600 л.с). Заказаны Францией в количестве 100 единиц, но все попали в Великобританию и были переоборудованы в ночные истребители «Хэвок» Mk.II.
Дуглас DB-73 — соответствовал DB-7A, но получил удлиненную носовую часть. Для Франции в мае 1940 г. заказано 480 самолетов (240 машин выпустила фирма «Дуглас» и 240 — «Боинг»). 207 самолетов после нападения Японии на Пёрл-Харбор остались в США, остальные поставлены в Великобританию, где обозначались «Бостон» Mk.III.
Дуглас DB-7B — аналог DB-73 для Королевских ВВС (британское обозначение «Бостон» Mk.III). Изготовлено 300 самолетов, из них 6 после нападения Японии на Пёрл-Харбор остались в США.
Дуглас DB-7C — аналог DB-73 для ВВС Голландской Ост-Индии. Приспособлен для применения в качестве торпедоносца. В мае-июле 1942 г. изготовлено 48 самолетов.
Дуглас А-20 — первая модификация для ВВС Армии США. Двигатели R-2600-7 (1700 л.с; на 4 самолетах) или R-2600-11. Заказано 63 самолета, из них 3 переоборудованы в разведчики F-3 и 60 — в ночные истребители Р-70.
Дуглас А-20А — двигатели R-2600-3 (1600 л.с; на 123 самолетах) или R-2600-11. Стрелковое вооружение — 7 7,62-мм пулеметов (4 неподвижных в носовой части фюзеляжа, 2 на верхней установке, 1 в нижней установке); часть самолетов дополнительно имела 2 7,62-мм неподвижных пулемета в мотогондолах, стрелявших назад. Масса бомбовой нагрузки — 908 кг. Экипаж — 3 чел. До сентября 1941 г. выпущено 143 самолета. 1 машина передана ВМС, где получила обозначение BD-1 и использовалась во вспомогательных целях.
Дуглас А-20В — двигатели R-2600-11 (1600 л.с). Стрелковое вооружение — 3 12,7-мм пулемета (2 неподвижных в носовой части фюзеляжа, 1 на верхней установке), 1 7,62-мм пулемет в нижней установке; часть самолетов дополнительно имела 2 7,62-мм пулемета в мотогондолах. Масса бомбовой нагрузки — 940 кг. Изготовлено 999 самолетов. 8 машин передан ВМС, где получили обозначение BD-2 и использовались во вспомогательных целях.
Дуглас А-20С — вариант для ВВС Армии США, унифицированный с экспортным DB-7B. Двигатели — R-2600-23 (1600 л.с). Стрелковое вооружение аналогично А-20А (пулеметы в мотогондолах не устанавливались). С весны 1941 г. изготовлено 948 самолетов (808 фирмой «Дуглас» и 140 — «Боинг»). 200 самолетов поставлено Великобритании (обозначались «Бостон» Mk.IIIA).
Дуглас A-20G — двигатели R-2600-23 (1600 л.с). Применена новая, неостекленная носовая часть, где устанавливались 6 12,7-мм пулеметов (на первой серии из 250 самолетов A-20G-1 устанавливались 4 20-мм пушки и 2 12,7-мм пулемета). Оборонительное вооружение — 1 12,7-мм пулемет на верхней шкворневой установке и 1 7,62-мм пулемет на нижней люковой установке; с серии A-20G-20 — 2 12,7-мм пулемета в верхней башне и 1 такой же в нижней установке. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 1800 кг. Экипаж -3 чел. С марта 1943 г. до июня 1944 г. изготовлено 2850 самолетов.
Дуглас А-20Н — соответствовал A-20G поздних серий, но с двигателями R-2600-29 (1600 л.с). С февраля по сентябрь 1944 г. поставлено 412 самолетов.
Дуглас A-20J — самолет на базе A-20G с остекленной носовой частью. Стрелковое вооружение — 5 12,7-мм пулеметов (2 неподвижных в носовой части, 2 на верхней турели, 1 в нижней установке). Выпущено 450 машин, из них 169 поставлено Великобритании под обозначением «Бостон» Mk.IV.
Дуглас А-20К — аналог A-20J с моторами R-2600-29. С марта по сентябрь 1944 г. изготовлено 413 самолетов, из них 46 разведчиков F-3A. 90 А-20К поставлено Великобритании как «Бостон» Mk.V.
Боевое использование самолётов Дуглас А-20 «Бостон»
В ВВС Армии США поставки Дуглас А-20А в строевые части начались весной 1941 г. В 1942 г. началось развертывание групп «Бостонов» в Великобритании. Первой прибыла 15-я бомбардировочная АЭ, чьи экипажи приступили к боевой работе в июле, летая на самолетах, переданных англичанами. С ноября 1942 г. в Алжире воевала 47-я БГ, вооруженная А-20В. Со средины 1943 г. она действовала на Сицилии, а затем в континентальной Италии, постепенно перейдя от дневных налетов к ночным операциям.
В операции «Оверлорд» — высадке в Нормандии в июне 1944 г. — участвовали три группы A-20G/J (409-я, 410-я и 416-я), входившие в состав 9-й ВА. Помимо поддержки высадившихся войск, «Бостоны» привлекались для ударов по стартовым позициям самолетов-снарядов V-1. Осенью 1944 г. все три группы передислоцировались на территорию Франции. 410-я группа в сентябре 1944 г. участвовала в попытках помочь английским парашютистам под Арнемом, а затем все три группы бомбили укрепления «линии Зигфрида» на границе Германии. В декабре «Бостоны» принимали самое активное участие в отражении немецкого контрнаступления в Арденнах. К тому времени 416-я группа уже получила новые самолеты А-26, а 409-я начала их освоение.
На Тихоокеанском ТВД американские «Бостоны» дебютировали в августе 1942 г. в составе 89-й бомбардировочной АЭ, воевавшей на Новой Гвинее. Вплоть до конца 1943 г. она оставалась единственной частью с А-20 на этом ТВД. К началу 1944 г. «Бостонами» полностью укомплектовали 3-ю БГ, а затем к ней присоединились 312-я и 417-я группы. Самолеты использовались как штурмовики, нанося удары по наземным и морским целям. В конце 1944 г. все три группы перебросили на Филиппины. После уничтожения японских войск на архипелаге самолеты А-20 привлекались к налетам на Формозу. Последней частью, воевавшей на «Бостонах» на Тихом океане, была 417-я БГ, в августе 1945 г. передислоцированная на Окинаву. После окончания Второй мировой войны А-20 были быстро сняты с вооружения в США.
В СССР было отправлено 3128 самолетов «Бостон» различных модификаций. И хотя до места назначения дошло только 2917 машин, СССР стал крупнейшим эксплуатантом самолетов этого типа (в ВВС Армии США служило лишь около 2000 А-20). Поставки самолетов начались в конце 1941 г. Первым в мае 1942 г. в бой на Южном фронте пошел 794-й БАП, а летом 1942 г. на фронте воевали уже целые дивизии, укомплектованные «Бостонами» — 221-я на Юго-Западном фронте и 244-я на Кавказе. Состав последней довели до 5 полков и в таком виде она участвовала в Сталинградской битве. В предгорьях Кавказа на «Бостонах» воевала и 132-я БАД. С осени 1942 г. в СССР проводили планомерные доработки стрелкового вооружения поставлявшихся самолетов — на них устанавливали советские турели с 12,7-мм пулеметами.
К весне 1943 г. на советско-германском фронте насчитывалось около 400 «Бостонов», почти все на юге (163 — на Закавказском фронте, 108 — Юго-Западном, 101 — Северо-Кавказском, 24 — Южном). 221-я дивизия в июле 1943 г. принимала участие в сражении на Курской дуге. С 1943 г. «Бостоны» широко применились в морской авиации. В январе 1943 г. на них начал воевать 36-й БАП ВВС Черноморского флота, а вскоре этот тип самолета стал основным советским торпедоносцем. В этом качестве «Бостон» дебютировал летом 1943 г. в 9-м гв. МТАП ВВС Северного флота.
С середины года началась замена самолетов «Бостон» Mk.HI и А-20В/С новыми A-20G. Такие самолеты участвовали во всех крупных операциях завершающего этапа войны — Белорусской, Ясско-Кишиневской, Восточно-Прусской и других. Применялись они и в минно-торпедных полках морской авиации. По состоянию на 1 мая 1945 г. ВВС располагали 995 «Бостонами», из них 2/3 — модификации A-20G. В войне с Японией принимали участие A-20G ВВС Тихоокеанского флота (к началу августа флот имел 58 таких машин), бомбившие цели в Корее, а также около 30 А-20Н/К 903-го БАП, совершившего несколько боевых вылетов над Курилами. В дальнейшем в советских ВВС «Бостоны» эксплуатировались до начала 50-х гг., а в морской авиации — до 1953 г.
Великобритании в общей сложности было передано более 1550 «Бостонов», но из них лишь около 1240 служили в Королевских ВВС — остальные либо остались в США, либо сразу же были перенаправлены в СССР. Самолеты «Бостон» Mk.I использовались как учебные, а «Хэвок» Mk.I и Mk.II — в качестве ночных истребителей и охотников-блокировщиков аэродромов («интрудеров»). Первой модификацией, применявшейся как бомбардировщик, стал «Бостон» Mk.III. Осенью 1941 г. такими самолетами начали вооружать эскадрильи 2-й группы Бомбардировочного командования: 88-ю, 226-ю, затем 107-ю. Боевую работу они начали в феврале 1942 г., нанося удары по объектам на территории оккупированной Франции. 18 августа 1942 г. «Бостоны» поддерживали рейд на Дьепп, осенью совершили ряд налетов на цели в Голландии. Весной 1943 г. «Бостонами» вооружили 342-ю (французскую) АЭ. Эта часть, а также 88-я АЭ летали на «Бостонах» Mk.III, а затем Mk.IV вплоть до победы над Германией. В Северной Африке на «Бостонах» воевали южноафриканские эскадрильи — 24-я (с ноября 1941 г.) и 12-я (с марта 1942 г.), а с начала 1943 г. такими самолетами перевооружили 4 АЭ Королевских ВВС, действовавших в Тунисе, а затем в Италии вплоть до конца войны. Последние «Бостоны» в Британии сняли с вооружения в 1946 г.
ВВС Франции до начала немецкого блицкрига перевооружили DB-7 3 бомбардировочные группы, а ещё 2 находились на стадии переучивания. По состоянию на 10 мая 1940 г. в них насчитывалось 64 самолета. Все они дислоцировались в Северной Африке. В боевых действиях против Германии они приняли весьма ограниченное участие. На фронт отправили группы GB 1/19 и GB 11/19, совершившие первые боевые вылеты 31 мая. В тот день 12 DB-7B3 бомбили немецкие войска между Сен-Квентином и Перонной. До 14 июня 1940 г. было выполнено около 70 самолето-вылетов, после чего уцелевшие «Дугласы» вывели в Северную Африку.
В составе ВВС Виши осталось 4 группы DB-7B3 -GB I/32 и GB II/32 в Марокко, а также GB I/19 и GB II/61 в Алжире. Самолеты GB I/32 в конце сентября 1940 г. принимали участие в налетах на Гибралтар.
ВВС Свободной Франции в 1944-1945 гг. использовали доставшиеся от авиации Виши самолеты DB-7B3 и переданные британцами «Бостоны» Mk.IV в трех бомбардировочных группах.
69 DB-7 и А-20 получили Королевские австралийские ВВС. С осени 1942 г. на Новой Гвинее на таких самолетах воевала 22-я АЭ.
30 А-20К во второй половине 1944 г. получила Бразилия. В этой стране «Бостоны» эксплуатировались до 1955 г.
Самолет DB-7 стал родоначальником весьма удачного семейства легких бомбардировщиков А-20, успешно применявшихся на самых разных ТВД как против наземных, так и против морских целей. Высокие летные данные «Бостона» позволили создать на его основе несколько модификаций ночных истребителей, а мощное вооружение A-20G и Н — использовать их как штурмовики.
Американские конкуренты «Бостона» — бомбардировщики «Балтимор» и «Мэриленд» фирмы «Мартин» — существенно уступали ему в скорости, английский «Бленхейм» проигрывал не только в скорости, но и в бомбовой нагрузке. В советских ВВС «Бостон» считался лучше Пе-2, находясь на уровне Ту-2.
Оставьте свой отзыв