Изделие «Нортропа» представляло собой самый большой и тяжелый истребитель, принятый на вооружение ВВС Армии США в ходе Второй мировой войны, а также один из очень немногих в то время в мире самолетов, специально разработанных в качестве ночных истребителей. Эта модель, вероятно, может считаться лучшим ночным тяжелым истребителем.
Проектирование «Черной вдовы» началось осенью 1940 г. под влиянием германских налетов на Лондон. Предполагалось создать оборудованный радаром самолет, способный находиться в воздухе в течение всей ночи — не менее 8 часов.
Проект, получивший обозначение NS-8A, представлял собой двухмоторный моноплан двухбалочной схемы с шасси с носовой стойкой. Экипаж должен был состоять из 3 чел. (пилота, оператора РЛС и стрелка), а вооружение — из 4 20-мм пушек под носовой частью фюзеляжа и 4 12,7-мм пулеметов в верхней дистанционно управляемой башне. Для установки на самолет выбрали РЛС SCR-520 и двигатели «Пратт энд Уитни» R-2800.
В январе 1941 г. «Нортроп» получил заказ на два прототипа, а в марте — на 13 предсерийных самолетов YP-61. Прототип ХР-61 вышел на испытания 26 мая 1942 г., предсерийные машины были сданы в августе-сентябре 1943 г. Результаты испытаний оказались вполне удовлетворительными, что открыло машине дорогу к серийному производству.
Основные модификации Нортроп P-61 «Блэк Уидоу»
Р-61А — производилась с октября 1943 г. Пулеметная башня установлена менее чем на половине машин, поскольку оказалось, что при повороте башни или подъеме стволов возникал бафтинг хвостового оперения. Устанавливалась РЛС SCR-720 -дальнейшее развитие станции SCR-520. Серия Р-61А-1 (45 машин) имела двигатели R-2800-10 (2000 л.с), последующие серии — R-2800-65 (2250 л.с). Часть самолетов оборудована подкрыльевыми держателями для пары 1005-л ПТБ или 726-кг бомб. В общей сложности, поставлено 200 машин.
Р-61В — внедрен ряд доработок, включая усовершенствованный радар SCR-720C и специальный ночной прицел. С серии Р-61В-10 устанавливалась РЛС защиты хвоста APS-13, с Р-61В-20 — пулеметная башня А-4 с более мощными приводами наведения, а с Р-61В-25 — башня А-7 с доработанным прицелом. В общей сложности выпустили 450 машин.
Р-61С — самолет с радикально улучшенными скоростными и высотными характеристиками. Двигатели R-2800-73 (2800 л.с). Количество узлов подвески увеличено до четырех — 2 под центропланом, 2 под консолями крыла. В июле 1945 — январе 1946 гг. выпущен 51 самолет.
P-61G — невооруженный разведчик погоды. В 1945 г. переоборудовано 16 Р-61В.
F-15A «Репортер» — разведывательный вариант. В 1946-1947 гг. выпущено 36 единиц.
F2T-1 — 12 самолетов Р-61В, переданных в сентябре 1945 г. авиации Корпуса морской пехоты. Использовались как учебные до апреля 1946 г.
Испытывались, но серийно не строились варианты XP-61D (развитие Р-61С с другими двигателями) и ХР-61Е (двухместный истребитель сопровождения).
В общей сложности, включая прототипы и предсерийные машины, построили 716 Р-61.
Технические характеристики самолета Нортроп P-61 «Блэк Уидоу» модификации Р-61А-5
- Двигатели: Пратт энд Уитни R-2800-65
- мощность, л.с.: 2250
- Размах крыла, м.: 20,13
- Длина самолета, м.: 14,92
- Высота самолета, м.: 4,32
- Площадь крыла, кв. м.: 61,53
- Масса, кг:
- пустого самолета: 9518
- взлетная: 12530
- максимальная взлетная: 14710
- Максимальная скорость, км/ч:
- у земли: 515
- на высоте 6100 м.: 590
- Скороподъемность у земли, м/с: 11,55
- Практический потолок, м.: 10100
- Дальность полета, км (с ПТБ): 1615 (3040)
Боевое использование Нортроп P-61 «Блэк Уидоу»
Впервые Р-61 пошли в бой на Тихоокеанском ТВД. В конце 1943 г. туда были направлены 418-я, 419-я и 421-я ночные ИАЭ, главной задачей которых стало прикрытие баз бомбардировщиков на о. Сайпан. Однако первые боевые вылеты состоялись лишь в июне 1944 г. Помимо Сайпана, эскадрильи Р-61 сражались также на Новой Гвинее и Филиппинах, участвовали в высадке на Иводзиму и Окинаву. Хотя «Блэк Уидоу» и представлял собой специализированный ночной истребитель, его использовали и для других задач — в частности, обеспечения поисково-спасательных операций, а на Филиппинах — и как ночной бомбардировщик. С октября 1944 г. Р-61 действовали в Бирме — здесь, в частности, на них воевала 426-я АЭ.
В Европе первые Р-61 появились в мае 1944 г. 422-я и 425-я ночные ИАЭ, входившие в состав 9-й воздушной армии и дислоцировавшиеся в Великобритании, занимались ночными перехватами крылатых ракет V-1. Догнать такую цель «Блэк Уидоу» мог только в пологом пикировании. После высадки союзников в Нормандии Р-61 стали привлекаться для ночных ударов по железным дорогам и другим объектам. В основном ударные задачи выполняли также 414-я и 415-я АЭ, действовавшие с Сардинии и Корсики.
В общей сложности, в ВВС Армии США на Р-61 летали 14 эскадрилий. С 1948 г. Р-61 получили обозначение F-61, а разведчики F-15A — RF-61C. В том же году началась замена «Блэк Уидоу» новыми ночными истребителями F-82F «Твин Мустанг». Последние F-61 дослужили до 1952 г.
Другим странам «Блэк Уидоу» практически не поставлялся — лишь один Р-61А был передан для испытаний Великобритании, а три таких же самолета получило гоминьдановское правительство Китая.
Оставьте свой отзыв