Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

ДБ-3

Дальний бомбардировщик ДБ-3 в советско-финской войнеДвухмоторный бомбардировщик ДБ-3 представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Разрабатывался под руководством С.В. Ильюшина с 1934 г. первоначально как скоростной бомбардировщик, но после выхода на испытания самолета СБ переклассифицирован в дальний бомбардировщик. Этому способствовало применение на нем экономичных моторов «Гном-Рон» GR-14К, выпускавшихся в СССР по лицензии как М-85.

Прототип ЦКБ-26 с моторами GR-14Kdrs впервые поднялся в воздух 31 марта 1936 г. Самолет в ходе испытаний показал высокие летные данные, хорошую маневренность и управляемость. Второй прототип ЦКБ-30, вышедший на испытания в июне 1936 г., отличался удлиненным фюзеляжем, доработанными мотоустановками и установленным стрелковым и бомбовым вооружением. Испытания, затянувшиеся по причине нескольких аварий прототипов, завершились в мае 1937 г., когда ВВС РККА уже получали первые серийные ДБ-3. С 1937 г. их выпускали московский авиазавод №39 и воронежский №18, а с 1938 г. — завод №126 в Комсомольске-на-Амуре. Производство продолжалось в Воронеже до конца 1939 г., в Москве — до марта 1940 г., в Комсомольске-на-Амуре — до первого квартала 1941 г. В общей сложности изготовлено 1528 самолетов.

Летно-технические характеристики самолетов ДБ-3A

  • Двигатели: тип М-86
  • мощность, л.с.: 960
  • Размах крыла, м.: 21,44
  • Длина самолета, м.: 14,22
  • Высота самолета, м.: 4,19
  • Площадь крыла, кв. м.: 65,60
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4446
  • взлетная: 6802
  • Максимальная скорость, км/ч: 390
  • Время набора высоты 4000 м, мин: 15,1
  • Практический потолок, м.: 8400
  • Дальность полета, км.: 4000

Основные модификации дальнего бомбардировщика ДБ-3

  • ДБ-3 — двигатели М-85 (850 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,62-мм пулемета ШКАС (по 1 в носовой установке, верхней турели и нижней люковой установке). Масса бомбовой нагрузки — 1000 кг (максимальная — 2500 кг). Экипаж — 3 чел.
  • ДБ-3А — двигатели М-86 (960 л.с). Вооружение и состав экипажа соответствуют ДБ-3. Выпускались с 1938 г.
  • ДБ-3Б — двигатели М-87 (950 л.с.) с повышенной высотностью. Усилено шасси, установлена бронезащита и система наддува топливных баков нейтральным газом. Строились с 1939 г.
  • ДБ-3Т — самолет-торпедоносец, отличающийся от стандартного бомбардировщика лишь наличием торпедной подвески (т.н. «моста») и специальным прицелом. Выпускался заводом №39 со средины 1938 г. на базе ДБ-3А, а в 1939 г. — на базе ДБ-3Б.

Обозначения ДБ-3А и ДБ-3Б являются неофициальными — по документам все машины проходили как ДБ-3. Между самолетами выпуска различных заводов (и даже одного предприятия, но разных серий) существовали значительные различия.

Боевое использование бомбардировщиков ДБ-3

Хотя производство ДБ-3 велось с 1937 г., полноценное освоение новых самолетов в ВВС РККА началось лишь в следующем году. К 15 марта 1938 г. в ВВС числилось 52 ДБ-3. Приоритетом в их получении пользовались части, дислоцированные на Дальнем Востоке. По состоянию на 1 января 1939 г. на ДБ-3 летали 8 полков, из них 5 — полностью укомплектованные.

Летом 1939 г. 24 ДБ-3 с советскими экипажами направили в Китай. Здесь состоялся боевой дебют бомбардировщиков. Самолеты наносили удары по целям в глубоком тылу японских войск. Наиболее успешным оказался налет 3 октября 1939 г. на базу морской авиации противника в Ханькоу, в результате которого было уничтожено до 50 самолетов. В феврале-мае 1940 г. ДБ-3 передали китайцам — 10-й и 6-й АЭ. В качестве бомбардировщиков эти самолеты эксплуатировались до начала 1942 г., а как учебные — до сентября 1943 г.

В конфликтах у оз. Хасан и на Халхин-Голе ДБ-3 не участвовали. Первым масштабным испытанием для них стала советско-финская война.

30 ноября 1939 г., в первый день войны, ДБ-3 из 1-го минно-торпедного полка (МТАП) ВВС Балтийского флота нанесли удар по порту в Хельсинки, батареях на о. Ханко и ряде других целей. Самолеты 6-го, 21-го и 53-го дальне-бомбардировочных полков (ДБАП) включились в боевую работу с 20 декабря. К тому времени на Северо-Западном фронте сосредоточили 180 ДБ-3. В боевых действиях в основном участвовали самолеты с моторами М-87, лишь в 21-м полку имелось некоторое количество машин с М-86. Самолеты ДБ-3 с М-85 к тому времени уже передавались в школы. В ходе «зимней войны» ДБ-3 действовали почти исключительно днем, поскольку численный перевес советской авиации позволял не особо опасаться вражеских истребителей. Лишь 85-й полк, укомплектованный наиболее опытными экипажами (имел смешанный состав — ДБ-3 и СБ) выполнял боевые задания ночью. Обычно ДБ-3 брали 1000-1100 кг бомб. В феврале 1940 г. ДБ-3 перешли на действия большими группами: 14 февраля 95 самолетов бомбили Выборг, 17 февраля 132 ДБ-3 нанесли удар по железнодорожному узлу Антареа. Безвозвратные потери ДБ-3 в ходе «зимней войны» (с учетом списанных из-за повреждений, но без учета морской авиации) составили 74 машины.

Советский дальний бомбардировщик ДБ-3 в полетеПо состоянию на 22 июня 1941 г. в западных военных округах числилось около 550 самолетов ДБ-3. Подавляющее большинство из них имели моторы М-87, машин с М-86 оставалось немного, а с М-85 — считанные единицы. Наряду с ДБ-3Ф (Ил-4) они составляли основу дальнебомбардировочной авиации (5 корпусов, из них 4 в европейской части страны, 3 отдельные дивизии — в Украине, Закавказье и Забайкалье -и 1 отдельный полк). В морской авиации (в минно-торпедных полках) по состоянию на 1 апреля 1941 г. имелось 243 самолета. Подавляющее большинство из них принадлежало к типу ДБ-3Б, на ДБ-3Ф летала только одна эскадрилья.

Лишь в первые два дня войны самолеты ДБА пытались применять по прямому назначению — для ударов по объектам в тылу противника. В частности, ДБ-3 бомбили Кенигсберг, Тильзит, Данциг, Краков и ряд других целей. В дальнейшем главными целями стали колонны и скопления войск противника в ближнем тылу. Бомбометание осуществлялось с высоты примерно 400 м, с применением в основном 100-кг бомб. 28-30 июня ДБ-3 совместно с другими самолетами ДБА наносили удары по переправам на р. Березина. Действуя днем, группами по 20-25 самолетов, соединения ДБ-3 несли значительные потери от истребителей противника, поскольку собственное истребительное прикрытие в большинстве случаев отсутствовало. Переброски частей из-за Урала не могли компенсировать потерь, поэтому 3 июля было дано распоряжение о переходе ДБА к ночным действиям. Но до начала августа до 70% боевых вылетов выполнялось днем. В итоге, к концу июля на советско-германском фронте оставалось всего 75 ДБ-3 — чуть больше одного полка по довоенным штатам. Всю осень 1941 г. ДБ-3 продолжали применяться на фронте во все уменьшающихся количествах. К моменту образования в марте 1942 г. Авиации дальнего действия (АДД) их на фронте практически не осталось.

Для ударов по наземным целям привлекались и ДБ-3 морской авиации. Решая несвойственные ей задачи, да ещё при плохо организованном боевом обеспечении и превосходстве противника в воздухе, морская авиация несла большие потери: за первые 2 месяца войны минно-торпедные полки на Балтике и Черном море потеряли 82 самолета, т.е. больше половины довоенного состава.

Единственный случай боевого вылета с торпедами на Балтике имел место 12 июля 1941 г., когда 24 ДБ-3Т отправились на поиск крупного вражеского конвоя, следовавшего в Ригу. Цель обнаружена не была. 13 июля на подходе к Риге конвой был атакован 27 ДБ-3, но те применяли лишь бомбы. Удалось потопить 2 транспорта и повредить 8. Флотские ДБ-3 привлекались и для минных постановок. К концу 1942 г. на западных флотах ДБ-3Т почти не осталось, хотя на Балтике 3 такие машины оставались в строю ещё в начале января 1944 г.

Довольно интенсивно применялись старые ДБ-3 в войне против Японии. Дислоцированный на Дальнем Востоке 19-й БАК располагал значительным количеством ДБ-3Б, правда, прошедших модернизацию и получивших моторы М-88Б. В ВВС Тихоокеанского флота имелось 68 ДБ-3Т. Самолеты наносили удары по укрепленным районам, портам, железнодорожным узлам на территории Маньчжурии, Кореи, Сахалина.

5 самолетов ДБ-3, совершивших вынужденные посадки в ходе «зимней войны», стали финскими трофеями. Один из них в мае-сентябре 1941 г. передавался для испытаний Германии. В ВВС Финляндии ДБ-3 поступили в группу Lelv 46, а в ноябре 1941 г. их передали в Lelv 48. В составе этой группы ДБ-3 за 2 года выполнили всего 27 боевых вылетов, а в конце 1943 г. их вернули в Lelv 46. Единственный уцелевший к тому времени ДБ-3 успел принять участие и в боевых действиях против Германии. 22 октября 1944 г. он был сбит немецкими зенитками.

Созданный в середине 30-х гг. самолет ДБ-3 к моменту нападения Германии на СССР был уже устаревшим. Если его бомбовая нагрузка была удовлетворительной, то летные качества и оборонительное вооружение не соответствовали требованиям времени. Однако ДБ-3 стал основой для одного из наиболее массовых советских бомбардировщиков времен Второй мировой войны — Ил-4.

Выпуск самолётов ДБ-3 (1937 — 1941 гг.)[1]

Модель Завод 1937 1938 1939 1940 1941 Всего
ДБ-3 №18 12 204 555 771
ДБ-3 №39 3 68 279 350
ДБ-3 №126 30 125 100 25 280
ДБ-3Т №39 97
ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Статистика серийного производства ДБ-3 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 164 []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image