Во конце 1930-х гг. назрела острая необходимость создания бронированного штурмовика. Опыт использования авиации в боевых действиях в Испании и Китае в 1937—1938 гг. показал уязвимость низколетящих самолетов от огня противника с земли.
Работа над созданием бронированного штурмовика велась несколькими КБ, которые участвовали в конкурсной программе, получившей условное наименование «Иванов». Было построено несколько опытных самолетов, которые не отвечали в полной мере требованиям военных.
Конструкторское бюро, возглавляемое С.В. Ильюшиным, в то время было загружено завершающими работами, связанными с организацией серийного производства дальнего бомбардировщика ДБ-3. Ильюшин официально не участвовал в программе «Иванов», но тем не менее, в соответствии со своим представлением о роли и тактике штурмовой авиации, проводил свои проектные исследования. Помимо работы в КБ, Ильюшин занимал еще должность начальника Главного управления НКОП. В январе 1938 г. он выступил с предложением построить спроектированный им двухместный бронированный штурмовик, превосходящий все аэропланы, создававшиеся по программе «Иванов». Правительство поддержало инициативу конструктора и по его просьбе освободило от должности начальника главка.
Штурмовик, получивший первоначально обозначение ЛТ-АМ34ФРН («летающий танк с двигателем АМ-34ФРН»), представлял собой одномоторный двухместный моноплан с полуубирающимися в обтекатели основными стойками шасси. Главной особенностью самолета являлся обтекаемый бронекорпус, выполненный из высокопрочной броневой стали АБ-1, созданной инженерами-конструкторами С.Т. Кишкиным и Н.М. Скляровым. Сталь АБ-1 характеризовалась отличной ударной вязкостью, и позволяла методом штамповки производить броневые детали с поверхностью двойной кривизны. Новая броневая сталь АБ-1 и новая технология изготовления деталей из нее позволили создавать самолёт-штурмовик не с «навесной», как раньше, а с «работающей» (иначе говоря, включенной в силовую конструкцию самолета) бронезащитой. Все исключительно важные части самолета — мотор, кабину экипажа, бензо- и масло-систему удалось спрятать в обтекаемый бронекорпус.
В первом варианте водо- и маслорадиаторы системы охлаждения и смазки выполнили подвижными. Затем радиаторы сделали неподвижными и расположили их рядом друг за другом в бронекорпусе за мотором, а охлаждающий воздух подходил но специальному каналу, расположенному на верхней части мотора. Сам бронекорпус набирался из штампованных листов брони толщиной от 4 до 8 мм. К бронекорпусу крепилась деревянная хвостовая часть фюзеляжа с килем, крыло и оперение — цельнометаллические, рули обшиты полотном.
Эскизный проект штурмовика БШ-2 (ЦКБ-55) был предъявлен заказчику в начале 1939 г. Спустя полгода, 9 июля, первый опытный самолет БШ-2 был построен. 2 октября 1939 г. летчик-испытатель В.К. Коккинаки впервые поднял самолет в воздух. После окончания госиспытаний самолет возвратили на завод для замены двигателя. Одновременно с заменой двигателя на АМ-38 самолет переделали в одноместный (первый полет 12 октября 1940 г.). После испытаний штурмовика С.В. Ильюшин написал письмо И.В. Сталину с просьбой о запуске самолета в серию, и в декабре 1940 г. был подписан приказ о выпуске 1200 одноместных самолетов на авиационном заводе №18.
В первых боях Ил-2 подтвердил боевую эффективность, поражая реактивными снарядами и пушечным огнем самые разнообразные наземные цели. Но из-за незащищенности задней полусферы одноместные Ил-2 несли большие потери. В середине 1942 г. было принято решение возвратиться к двухместному варианту.
Уникальный самолёт Ил-2 во время Великой Отечественной войны стал самым массовым боевым самолетом ВВС СССР, и составлял 30% от общего числа боевых машин. Всего за годы серийного производства было выпущено 34 943 экземпляров Ил-2 и 1211 учебно-тренировочных Ил-2.
Тактико-технические характеристики штурмовика Ил-2
- Экипаж, чел.: 2
- Двигатель, тип х кол, название: ПД х 1, АМ-38Ф
- Мощность, л.с.: 1750
- Размах крыла, м / площадь крыла, м2 14,6 / 38,5
- Длина самолета, м.: 11,65
- Масса: максимальная взлетная / пустого, кг.: 6160/4625
- Полной нагрузки, кг.: 1535
- Максимальная скорость на высоте/у земли, км/ч.: 405/391
- Практический потолок, м.: 5440
- Максимальная дальность, км.: 765
- Вооружение.: число х калибр, мм.: ШКАС, НС-37, УТБ, 2×7,62,2×37, 1×12,7
Выпуск самолётов Ил-2 (1941 — 1945 гг.)[1]
Завод | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | Всего |
№381 | 27 | 243 | 270 | |||
№1 | 5 | 2991 | 4257 | 3719 | 957 | 11929 |
№18 | 1510 | 3942 | 4702 | 3971 | 1090 | 15215 |
№30 | 1053 | 2234 | 3377 | 2401 | 9065 | |
ВСЕГО | 1542 | 8229 | 11193 | 11067 | 4448 | 36479 |
- Статистика серийного выпуска Ил-2 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 156 [↩]
Оставьте свой отзыв