Летом 1940 г. начались испытания скоростного учебно-тренировочного истребителя УТИ-26, созданного коллективом ОКБ АС. Яковлева. Самолет показал хорошие летные качества: скорость 586 км/ч на высоте 4500 м. Но военные испытатели указывали на сложность управления, неприемлемую для начинающих летчиков. Поэтому машину было решено доработать.
Чтобы упростить технику пилотирования, изменили, по образцу истребителя И-30, соотношение площади рулей и хвостового оперения. Всю машину перекомпоновали так, чтобы сдвинуть вперед центр тяжести. При этом взлетная масса самолета увеличилась до 2750 кг. После внесения существенных доработок был создан практически новый учебный истребитель. Самолет УТИ-26 повторно представили на государственные испытания. Он успешно прошел их и был рекомендован для внедрения в серийное производство, под обозначением Як-7.
Внешне самолет Як-7 был похож на Як-1, но конструктивно совершенно отличался. Крыло состояло из двух консолей, состыкованных по оси самолета, водорадиатор был увеличен и выдвинут вперед, разработано новое шасси с колесами большего диаметра. Это вызвало некоторые технологические трудности на серийном заводе, который должен был одновременно строить два типа самолетов — боевые и учебные.
При организации производства Як-7 инженеры завода и конструкторы постарались максимально унифицировать оба типа самолетов. Молодой конструктор К. Синелыциков внес предложение, которое стало поворотным в судьбе истребителя Як-7. Его идею — установить стандартное вооружение самолета Як-1 на «спарку» — многие приняли с недоверием. Однако вскоре АС. Яковлев дал разрешение переделать один готовый учебно-тренировочный самолет под установку пушки ШВАК и пулеметов ШКАС. Оборудование и управление со второй кабины при этом сняли. Освободившийся закабинный отсек можно было использовать для различных целей, что стало преимуществом по сравнению с другими самолетами подобного типа. Летчик С. Супрун, проводивший в июне 1941 г. испытания модернизированного таким образом истребителя, отмечал в своем отчете, что по технике пилотирования Як-7 лучше, чем Як-1. Самолет хорошо слушался рулей, был более устойчив, выполнял виражи на минимальной скорости 200 км/ч. При выполнении «петли» машина сохраняла управляемость в верхней точке даже при скорости 120 км/ч.
Серийные машины с двигателем М-105ПА получившие обозначение Як-7 А уже в конце 1941 г. стали поступать в части. Фронтовые летчики быстро освоили самолет и оценили его положительно. Несколько уступая Як-1 по летным данным и маневренности, Як-7А вполне мог соперничать с Мессершмитт Bf 109Е заходя на вираже ему в хвост за один-два витка.
Неприхотливый в эксплуатации, он легко поддавался ремонту в полевых условиях. О прочности и надежности конструкции говорит тот факт, что в первый период войны часто использовались в сущности уже списанные, не один раз восстановленные самолеты, у которых уже не убиралось шасси и не закрывался фонарь кабины, а выработавшие свой ресурс моторы не позволяли развить скорость более 400 км/ч. Но даже на таких машинах наши пилоты вылетали на штурм наземных войск противника и наносили по ним удары реактивными снарядами и мелкими бомбами.
В ходе серийного производства истребитель Як-7 неоднократно модернизировался, было построено более десятка различных вариантов. Так, в начале 1942 г. начал серийно выпускаться вариант Як-7б. На нем установили более мощный двигатель М-105ПФ, держатели для шести снарядов PC или мелких бомб, пулеметы ШКАС заменили на крупнокалиберные БС. Фонарь кабины и фюзеляж изменили по образцу самолета Як-16. На последнем опытном Як-7б были установлены металлические лонжероны крыла, что позволило увеличить запас топлива и дальность полета. Машина, получившая обозначение Як-7ДИ, послужила прототипом серийного истребителя Як-9.
Проводились эксперименты по усилению вооружения, установке двигателя воздушного охлаждения и прямоточных воздушно-реактивных двигателей.
Всего предприятиями авиапромышленности было выпущено 6399 самолетов Як-7 всех модификаций.
Истребители Як-7 активно использовались на фронте на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Технические данные Як-7б
- Экипаж: 1 чел.
- Максимальная взлетная масса: 3010 кг
- Размеры: длина х размах крыла: 8,48×10,0 м
- Силовая установка: колич. двиг. х мощность: 1 (М-105ПФ) х 1180 л.с.
- Максимальная скорость полета на высоте 3860 м.: 588 км/ч
- Скороподьемность (средняя): 14,4 м/с
- Практический потолок: 9900 м
- Дальность полета: 820 км
- Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 12,7-мм пулемета БС
- Максимальная бомбовая нагрузка: 200 кг бомб или 6 РС-82
Особенности конструкции Як-7
- Созданный на базе опытного истребителя И-26, УТИ-26 стал прототипам крупносерийного боевого Як-1. Внешне он был очень похож на Як-1 и поначалу отличался лишь двухместной кабиной с двойным управлением и отсутствием вооружения;
- Трехлопастный металлический винт изменяемого шага. Втулка винта, через которую проходил ствол пушки, имела храповик для запуска мотора от автостартера и закрывалась легкосъемным коком;
- Замена пулеметов ШКАС на крупнокалиберные БС позволит существенно повысить огневую мощь истребителя. Секундный залп составил 2,9 кг (у Як-1б —2,1 кг);
- Задняя кабина учебного Як-7 сохранялась и на боевых машинах, но оборудование и управление было снято, а плексигласовый фонарь заменен фанерой. Закабинный отсек использовали для перевозки механика, а также мелкого инструмента при перебазировании. Иногда устанавливался дополнительный бензобак на 100 л.;
- Оперение, в отличие от Як-1, цельнометаллическое. Дюралюминиевый каркас рулей высоты и направления с полотняной обшивкой;
- Костыль хвостового колеса на первых сериях Як-1 — свободно ориентирующийся, не убираемый в полете. В ходе производства начали устанавливать механизм уборки хвостового колеса;
- Ферма фюзеляжа сваривалась из стальных труб. Гаргрот обшивался фанерой, а весь фюзеляж обтягивался полотном;
- По сравнению с Як-1, туннель водорадиатора увеличили и перенесли вперед;
- Цельнодеревянное двухлонжеронное крыло состояло из двух консолей, состыкованных по оси самолета, и было обшито многослойной бакелитовой фанерой. Поверх фанеры крыло оклеивалось тканью. Между лонжеронами расположены бензобаки, закрытые снизу дюралюминиевыми панелями. Крыло оборудовано посадочными щитками;
- Одностоечное шасси подкосного типа, с тормозными колесами большего, чем на Як-1 размера, в убранном положении полностью закрывалась щитками;
Модификации Як-7
И-26УТИ (УТИ-26, № 27) — опытный двухместный учебно-тренировочный самолет с двойным управлением в кабинах ученика и инструктора.
Як-7 УТИ (1941 г.) — серийный учебный истребитель. Планер представлял собой перекомпонованный планер истребителя И-28. Центр тяжести был сдвинут вперед. Самолет имел такое же оперение и шасси, как на И-30. Устанавливался двигатель М-105. Вооружение состояло из одного пулемета ШКАС. Самолет стал более устойчивым и простым в управлении, но принципиально не отличался от Як-1.
Як-7А (конец 1941 г.) — серийный вариант истребителя на базе учебного Як-7. Вооружение включало пушку ШВАК и два синхронных пулемета ШКАС. Оборудование и управление задней кабины снято. С 1942 г. в перегрузку под крылом подвешивалось шесть снарядов РС-82. Двигатель М-105ПА
Як-7б (начало 1942 г.) — улучшенный серийный Як-7А Вооружение было усилено и состояло из пушки ШВАК и двух крупнокалиберных пулеметов БС над двигателем (вместо пулеметов ШКАС). Вторая кабина закрывалась фанерным колпаком. С середины 1942 г. устанавливался форсированный двигатель М-105ПФ (1180 л.с). Як-7б выпускался до 1944 г. включительно.
На Як-7б последних серий «срезали» гаргрот и изменили фонарь кабины по образцу фонаря Як-16, но закабинный отсек в фюзеляже сохранили. Было установлено более совершенное радиооборудование, улучшены внутренняя герметизация фюзеляжа, обводы капота и туннелей радиаторов, снижена масса конструкции. Скорость составляла 588—593 км/ч. Успешно прошли испытания опытного экземпляра Як-7б с герметической кабиной АЯ. Щербакова.
Як-7В — вывозной, учебный истребитель с неубирающимся шасси, без щитков. Вооружение и бронезащита сняты. Развивал скорость до 465 км/ч. Выпускался серийно с 1942 г.
Як-7В вывозной учебный истребитель.
Як-7 — М-82 — опытный, под двигатель воздушного охлаждения М-82 АД Швецова (1700 л.с). Вооружение: две 20-мм пушки и один 12,7-мм пулемет. Разработка самолета по чертежам винтомоторной группы, переданным Н.Н. Поликарповым, была начата летом 1941 г., но продвигалась медленно. Первый полет состоялся в конце февраля 1942 г. Самолет развил скорость 615 км/ч на высоте 6400 м. Испытания и доводку прекратили, поскольку в серийное производство был внедрен истребитель Ла-5.
Як-7Р — реактивный. На самолете устанавливалась комбинированная силовая установка: серийный поршневой мотор М-105ПФ и опытные двигатели — один ЖРД конструкции Л.С. Душкина и два ПВРД ИА Меркулова. Работы по проекту проводились в 1942 г., но не были завершены из-за отсутствия надежно работающих реактивных двигателей. В 1944 г. для проведения летных испытаний под крылом серийного Як-7б были подвешены два прямоточных двигателя ДМ-4С ИА Меркулова, работавших на бензине. В закабинном отсеке оборудовали место испытателя. Испытания показали, что установка дополнительных двигателей не оправданна, поскольку при их включении скорость увеличивалась незначительно.
Як-7ПД (опытный) — экспериментальный высотный перехватчик с двигателем М-105ЦЦ, созданный на базе истребителя И-28.
Як-7М — пушечный, опытный. На базе Як-7б было построено два варианта с тремя 20-мм пушками, на одном из которых две дополнительные пушки устанавливались над мотором, на месте пулеметов БС, на втором — в крыле.
Як-7-37 — с 37-мм пушкой. В 1942 г. построена небольшая серия с пушкой МПШ-37 конструкции Шпитального и двумя синхронными пулеметами БС. Самолеты успешно применялись против бомбардировщиков. В начале 1943 г. на опытной серии Як-7-37 проходила войсковые испытания пушка НС-37 конструкции Ну-дельмана и Суранова. Установлены автоматические предкрылки.
Як-7ДИ (дальний истребитель) — модификация Як-7б с существенно облегченной конструкцией крыла. Замена деревянных лонжеронов на дюралюминиевые дала выигрыш массы и внутреннего объема крыла. Крыло стало легче на 150 кг, емкость бензобаков увеличилась более чем на 200 л, дальность полета возросла до 1310 км. Вооружение включало пушку ШВАК и один пулемет УБС. Рекомендован к производству, в серии получил обозначение Як-9.
Дальний истребитель Як-7ДИ
Як-7Л — экспериментальный самолет, на котором летом 1944 г., впервые в СССР, были испытаны новые скоростные (ламинарные) профили крыла.
Боевое применение Як-7
3 ноября 1943 г. помощник командира 519-го истребительно авиаполка старший лейтенант В А Башкиров перегонял Як-7А на новый аэродром. В отсеке за его кабиной находился механик самолета. На маршруте летчик заметил одиночный Ju 88, видимо, ведущий разведку. Башкиров решил атаковать его. Противник попытался уйти от атаки со снижением до бреющего полета, но на высоте 100 м был настигнут и подбит с расстояния 50 м сзади-сверху. При выходе из атаки Башкиров сам был атакован четверкой FW-190. Як-7А сумел уклониться, и ведущий первой пары на большой скорости проскочил вперед. Бакширов, сделав небольшой поворот в сторону противника, сбил его. Между тем в атаку пошла вторая пара FW190. Летчик истребителя Як-7А снизил скорость, резко сбавил газ и подбил ведущего второй пары. Немецкий истребитель загорелся и, совершая резкий разворот, чтобы сбить пламя, столкнулся со своим ведомым. Оба самолета развалились в воздухе. Таким образом, противник потерял четыре самолета, наши же летчик и механик не получили и царапины.
Летчик 519-го истребительного авиаполка С. Колесниченко в одном из боев во время сражений на Курской дуге огнем своего Як-7б уничтожил два Bf-110 и один FW190. За период Курской битвы он сбил 16 немецких самолетов.
Выпуск самолётов Як-7 (1941 — 1944 гг.)[1]
Модель | Завод | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | Всего |
Як-7УТИ | №301 | 186 | 186 | |||
Як-7 других модификаций | №153 | 21 | 2211 | 2656 | 4888 | |
№82 | 215 | 640 | 465 | 1320 | ||
№21 | 5 | 5 | ||||
ВСЕГО: | 207 | 2431 | 3296 | 465 | 6399 |
- Статистика серийного выпуска самолётов Як-7 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 156 [↩]
Оставьте свой отзыв