Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Болтон-Пол «Дифайент» («Дерзкий»)

Болтон-Пол Дифайент - дерзкий истребитель

Фото истребителя Болтон-Пол "Дифайент"

Это был один из наиболее необычных истребителей периода Второй мировой войны, представлявший собой воплощение концепции т.н. «турельного истребителя», все вооружение которого сосредоточено в стрелковой башне с силовым приводом. Если в обычных двухместных истребителях бортстрелок выполнял вспомогательную функцию, прикрывая самолет с задней полусферы, а бой вел пилот, используя вооружение, направленное вперед, то на «турельном истребителе» «первую скрипку» должен был играть стрелок. Задача же пилота состояла в том, чтобы вывести машину на позицию, удобную для применения оружия в турели.

В июне 1935 г. была подготовлена спецификация F.9/35, предусматривавшая создание такой машины — двухместного моноплана, вооруженного 4 7,7-мм пулеметами в башне и развивающего скорость не менее 480 км/ч. Из шести фирм, приславших свои предложения, выделялась «Болтон-Пол». Если её конкуренты были «классическими» самолетостроителями, то «Болтон-Пол» специализировалась в производстве самолетных турелей с силовыми приводами (хотя строила также и самолеты — например, двухмоторные бомбардировщики-бипланы «Сайдстрэнд» и «Оверстрэнд»). Финалистами конкурса стали проект Р.82 фирмы «Болтон-Пол» и «Хотспур» фирмы «Хоукер». Работы по обоим проектам велись с большим отставанием от сроков, и победу Р.82 не в последнюю очередь определило то, что его отставание было меньшим. Когда в апреле 1937 г. фирма получила первый заказ на 87 «Дифайентов», ещё даже не была завершена сборка прототипа!

Испытания первого (из двух построенных) прототипа «Дифайента» начались 11 августа 1937 г. Самолет поначалу испытывался без башни, показав хорошую управляемость и неплохие летные данные. Впоследствии он получил башню A Mk.HD, снабженную 4 7,7-мм пулеметами «Браунинг» (боекомплект 600 патронов на ствол). Масса башни в снаряженном состоянии составляла 268 кг. Башня представляла собой автономную установку со своей собственной гидросистемой — от общесамолетных источников потреблялась лишь электроэнергия. Двигатель — 12-цилиндровый «Мерлин» I (1030 л.с). Первая серийная машина была выпущена заводом в Вулверхэмптоне в июле 1939 г. «Дифайенты» строились до февраля 1943 г., общий объем выпуска (включая прототипы) составил 1064 машины.

Летно-технические характеристики самолетов Болтон-Пол «Дифайент» Mk.l

  • Двигатель: Роллс-Ройс «Мерлин» III
  • мощность, л.с.: 1030
  • Размах крыла, м.: 11,99
  • Длина самолета, м.: 10,77
  • Высота самолета, м .:3,45
  • Площадь крыла, кв. м.: 23,23
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2757
  • взлетная: 3773
  • максимальная взлетная: 3902
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • у земли: 402
  • на высоте 5000 м.: 489
  • Скороподъемность у земли, м/с: 9,65
  • Практический потолок, м.: 9250
  • Дальность полета, км.: 750

Основные модификации Boulton-Paul «Defiant»

«Дифайент» Mk.l — высотный двигатель «Мерлин» III (1030 л.с). Вооружение соответствует прототипу. Построено 712 самолетов.

«Дифайент» NF Mk.lA — часть самолетов, переоборудованных в ночные истребители путем установки РЛС AI Mk.IV.

«Дифайент» ТТ Mk.l — самолеты, переоборудованные в буксировщики мишеней.

«Дифайент» ASR Mk.l — поисково-спасательные самолеты, получившие под крылом два сбрасываемых контейнера с надувными шлюпками.

«Дифайент» Mk.ll — низковысотный двигатель «Мерлин» XX (1280 л.с). Выпускался с февраля 1941 г. Возможна установка РЛС Al Mk.VI. Изготовлено 210 машин.

«Дифайент» ТТ Mk.lll — буксировщик мишеней, строившийся «с нуля». Изготовлено 140 самолетов.

Боевое использование самолётов Болтон-Пол «Defiant»

Ночные истребители Болтон-Пол Defiant

Ночные истребители Болтон-Пол Defiant

Первой частью, вооруженной «Дифайентами», стала 264-я эскадрилья, достигшая боеготовности к маю 1940 г. Боевой дебют, состоявшийся 12 мая, был удачным — турельные истребители сбили Юнкерс Ju 88, но уже на следующий день в схватке с «мессершмиттами» было сбито 5 «Дифайентов» из 6, участвовавших в бою. Впоследствии единственным успешным эпизодом для таких самолетов стало прикрытие эвакуации из Дюнкерка — «Дифайенты», пользуясь схожестью «горбатых» силуэтов действовали в смешанных боевых порядках с «Харрикейнами», что позволяло подлавливать вражеские истребители при их попытках зайти в хвост.

В последующие месяцы «Дифайенты» были переведены на роль ночных истребителей. К весне 1941 г. на этом типе самолета воевало уже 7 АЭ. К концу 1941 г. эскадрильи, воевавшие на «Дифайентах», имели самый большой процент побед по отношению к числу вылетов на перехват по сравнению с другими типами ночных истребителей. Но, хотя в 1942 г. эти машины все ещё применялись в строевых частях, их постепенно вытесняли двухмоторные машины, лучше приспособленные для установки РЛС (на «Дифайенте» не было возможности установить индикатор и пульт управления радара в кабине стрелка, и с РЛС приходилось работать летчику, отвлекаясь от своих прямых обязанностей).

В 1942 г. «Дифайентами» ASR Mk.l укомплектовали 5 спасательных авиаэскадрилий. Наиболее заметным эпизодом их применения стало участие в обеспечении рейда на Дьепп 19 августа 1942 г. Впоследствии вплоть до конца 1945 г. «Дифайенты» использовались в качестве буксировщиков мишеней для обеспечения боевой подготовки истребителей и частей зенитной артиллерии.

«Дифайент» оказался неудачным самолетом. Иначе и не могло быть: ведь при том же двигателе, что и стоял на «Харрикейне», он был на добрых 7 центнеров тяжелее. Однако, не добившись успехов днем, он довольно широко применялся как ночной истребитель.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image