Супермарин «Спитфайр» — один из наиболее известных и даже лучших истребителей Второй мировой войны, был разработан под руководством Р. Митчелла (после его смерти в 1937 г. работы возглавил Дж. Смит). Развитие проекта началось с «типа 224» — истребителя-моноплана с неубирающимся шасси и двигателем «Госхоук», вышедшего на испытания в феврале 1934 г., но в серию так и не попавшего. В ходе дальнейшей проработки проект эволюционировал в «тип 300» — цельнометаллический самолет с убирающимся шасси, мотором PV.12 (будущим «Мерлином») и тонким, эллиптическим в плане, крылом. Под этот проект была подготовлена спецификация F.37/34, впоследствии трансформировавшаяся в F. 10/35. В последней существенно снижалась требуемая продолжительность полета — т.е., предполагалось получить истребитель-перехватчик с мощным по тем временам вооружением (6-8 7,7-мм пулеметов). К августу 1935 г. проект был готов, и началась постройка прототипа.
Испытания будущего «Спитфайра» начались 6 марта 1936 г. После внесения незначительных изменений по результатам первых полетов, на прототипе удалось достичь скорости 560 км/ч. 3 июня 1936 г. министерство авиации заказало первую партию из 310 истребителей. Машины должны были строиться по откорректированной спецификации F. 16/36, для удовлетворения требований которой пришлось увеличить жесткость крыла. Ввиду незначительных производственных мощностей фирмы «Супермарин» выпуск организовали в тесной кооперации с другими компаниями, поставлявшими узлы и детали. Тем не менее, сроки выдержать не удалось — первый серийный «Спитфайр» вместо октября 1937 г. был выпущен в марте 1938 г. Дальнейшая эволюция конструкции привела к появлению двух больших семейств «Спитфайров» — с моторами «Мерлин» и «Гриффон». Общий объем производства составил примерно 22 000 самолетов (включая 2400 палубных истребителей «Сифайр»).
Лётно-технические характеристики Супермарин «Спитфайр» Mk.IA
- Двигатель: Роллс-Ройс «Мерлин» III
- мощность, л.с.: 1030
- Размах крыла, м.: 11,23
- Длина самолета, м.: 9,12
- Высота самолета, м.: 3,02
- Площадь крыла, кв. м.: 2,5
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1953
- взлетная: 2692
- Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 582/5669
- Скороподъемность, м/с.: 11
- Практический потолок, м.: 10485
- Дальность полета, км.: 680
Основные модификации Supermarine «Spitfire»
«Спитфайр» Mk.I — двигатель «Мерлин» II (1030 л.с.) на первых 174 самолетах или «Мерлин» III на остальных. Вооружение — 8 7,7-мм пулеметов «Браунинг» Mk.I. 24 машины «Спитфайр» Mk.IB, поставленных летом 1940 г., имели вооружение из 2 20-мм пушек «Бритиш Испано» (по 60 снарядов на ствол). Общий объем выпуска составил 1567 самолетов (1517 фирмой «Супермарин» до марта 1941 г. и 50 фирмой «Уэстленд» в июле-сентябре 1941 г.).
«Спитфайр» Mk.II — двигатель «Мерлин» XII (1175 л.с). Вооружение — 8 7,7-мм пулеметов (Mk.IIA; 751 самолет) или 2 20-мм пушки и 4 7,7-мм пулемета (Мк.IIВ; 170 машин). Поставки начались в июне 1940 г., завод CBAF выпустил 921 машину. 50 самолетов в 1942 г. переоборудованы в поисково-спасательный вариант ASR Mk.II, несущий сигнальные дымовые шашки, а также сбрасываемую надувную лодку.
«Спитфайр» Mk.V — двигатель «Мерлин» 45 (1470 л.с); в ходе выпуска устанавливались и «Мерлины» других модификаций — 46, 50, 50А, 55, 56. 154 самолета переоборудованы из «Спитфайров» Mk.I и Mk.II. В марте-июне 1941 г. «Супермарин» выпустил 94 машины Mk.VA, вооруженных 8 7,7-мм пулеметами. Основным подвариантом стал Mk.VB, вооруженный 2 20-мм пушками и 4 7,7-мм пулеметами (3911 самолетов). Mk.VC (2467 самолетов) имел унифицированное крыло, позволяющее монтировать как чисто пулеметное вооружение (на практике не применялся), так и пушечное, но большинство самолетов получили смешанное, соответствующее Mk.VB, но с боекомплектом пушек, увеличенным с 60 до 120 снарядов на ствол. Всего с учетом 15 фоторазведчиков выпустили 6479 «Спитфайров» Mk.V (1348 — «Супермарин», 4504 — CBAF и 635 — «Уэстленд»).
«Спитфайр» Mk.VI — высотный вариант с гермокабиной и мотором «Мерлин» 47 (1415 л.с). Вооружение — по типу В. С декабря 1941 г. «Супермарин» выпустил 100 самолетов.
«Спитфайр» Mk.VII — высотный вариант с крылом увеличенного размаха, гермокабиной и мотором «Мерлин» 64 (1710 л.с; обозначались F Mk.VII) или 71 (HF Mk.VII). Вооружение — по типу С. С августа 1942 г. фирмой «Супермарин» построено 140 машин.
«Спитфайр» Mk.VIII — создавался как модификация Mk.VII, лишенная гермокабины. Выпускался в трех подвариантах в зависимости от двигателя: низковысотном LF Mk.VIII («Мерлин» 66, 1580 л.с), средневысотном F Mk.VIII («Мерлин» 63 или 63А) и высотном HF Mk.VIII («Мерлин» 70). Первые серии имели удлиненные законцовки крыла (как на Mk.VII), в дальнейшем применялись обычные законцовки. Вооружение — по типу С; кроме того, предусмотрена подвеска 1 227-кг бомбы под фюзеляж и 2 113-кг под крыло. Выпускался с весны 1943 г., построено 1658 самолетов.
«Спитфайр» Mk.IX — вариант задумывался как переходный, простая адаптация планера Mk.V под моторы «Мерлин» 60-й серии, но в итоге стал одной из наиболее массовых модификаций и производился до апреля 1945 г. С июня 1942 г. в этот вариант переделывались Mk.V, а с конца года начался выпуск новых «девяток». Производились они в трех вариантах: F Mk.IX (мотор «Мерлин» 61, а затем 63 или 63А; обычные или укороченные законцовки крыла); LF Mk.IX (строился с начала 1943 г.; «Мерлин» 66, укороченные законцовки крыла); HF Mk.IX (появился в начале 1944 г.; «Мерлин» 70, обычные законцовки крыла). В процессе производства внесен ряд изменений: установлен новый уширенный руль поворота, дополнительный фюзеляжный бак за пилотской кабиной, новый гироскопический прицел, убирающееся хвостовое колесо, каплевидный фонарь кабины. Первоначально вооружались по типу С, но позже введено усиленное крыло типа Е, допускавшее установку 2 20-мм пушек (по 120 снарядов) и 2 12,7-мм пулеметов (по 250 патронов). Изготовлено 5656 «Спитфайров» Mk.IX (561 фирмой «Супермарин» и 5095 — CBAF).
«Спитфайр» Mk.XVI — аналог Mk.IX, комплектовавшийся двигателем «Мерлин» 266 (лицензионным вариантом «Мерлина» 66, производившимся в США фирмой «Паккард»). Изначально имел уширенный руль поворота и задний фюзеляжный бензобак. В ходе производства введено вооружение по типу Е и каплевидный фонарь. Выпускался с октября 1944 г. Изготовлено 1054 самолета — все заводом CBAF.
«Спитфайр» PR Mk.X и PR Mk.XI — разведывательные варианты с гермокабиной, созданные на основе планера Mk.VII. Комплектовались крылом типа D с дополнительными топливными баками вместо отсеков вооружения. Фирма «Супермарин» выпустила 16 PR Mk.X и 471 PR Mk.XI.
«Спитфайр» Mk.XII — созданный на основе планера Mk.VC вариант с мотором «Роллс-Ройс» «Гриффон» IIВ (1735 л.с.) или IV. Усилен фюзеляж, установлен увеличенный руль поворота. Применялось крыло с укороченными законцовками. С октября 1942 г. по сентябрь 1943 г. «Супермарин» выпустил 100 самолетов.
«Спитфайр» Mk.XIV — вариант с двигателем «Гриффон» 61 или (на большинстве машин) «Гриффон» 65 (2050 л.с), созданный на основе планера Mk.VIII. Ранние серии несли вооружение по типу С, но большинство — Е. С конца 1944 г. выпускался с каплевидным фонарем кабины. Значительная часть самолетов выпущена в разведывательном варианте FR Mk.XIV, сохранившем все вооружение, но получившем АФА и дополнительный 150-л топливный бак в фюзеляже. С октября 1943 г. «Супермарин» изготовил 957 самолетов.
«Спитфайр» Мк.XVIII — удлинен фюзеляж, усилено крыло и шасси. Двигатель и вооружение аналогичны Mk.XIVE. Дополнительный бак в фюзеляже устанавливался как на разведчиках, так и на истребителях. С июня 1945 г. «Супермарином» выпущено 100 F Мк.XVIII и 200 FR Мк.XVIII.
«Спитфайр» PR Mk.XIX — невооруженный разведчик, созданный на базе Mk.XIV. Двигатель «Грифон» 65. Выпускался заводом «Супермарин» с мая 1944 г., изготовлено 224 машины.
«Спитфайр» Мк.21 — применено новое крыло типа Y с удлиненными элеронами, спрямленной передней кромкой и законцовками иной формы. Установка воздушного винта увеличенного диаметра вынудила удлинить основные стойки шасси, сделав их телескопическими. Вооружение — 4 20-мм пушки (150 снарядов на ствол). Завод CBAF с января 1944 г. выпустил 120 самолетов.
«Спитфайр» Мк.22 — аналог Мк.21 с каплевидным фонарем, измененной электросистемой и другими усовершенствованиями. С марта 1945 г. выпущено 287 самолетов (27 «Супермарин» и 260 — CBAF).
«Спитфайр» Мк.24 — аналог Мк.22 с увеличенным запасом топлива. В 1946-1948 гг. «Супермарин» изготовил 54 самолета; кроме того, в этот вариант переоборудовано 27 машин Мк.22.
«Сифайр» Mk.IB — палубный истребитель, переоборудовался из ранее выпущенных «Спитфайров» Mk.VC. Переоборудовано 48 самолетов, первые из которых сданы морской авиации в июне 1942 г.
«Сифайр» Мк.МС — переоборудовался из Mk.VC на заводе, ещё до сдачи военным. Отличался усиленной конструкцией планера и возможностью установить под фюзеляжем держатель для 227-кг бомбы. Двигатель — «Мерлин» 46. Часть самолетов выполнили в варианте вооруженного разведчика FR Мк.IIС, часть — в низковысотном варианте L Мк.IIС с мотором «Мерлин» 32 (1645 л.с). Выпуск начался в июне 1942 г., изготовлено 372 самолета (272 — «Супермарин» и 110 — «Уэстленд»).
«Сифайр» Mk.III — применено складывающееся крыло. Двигатель «Мерлин» 55 (на F Mk.III и FR Mk.III) или «Мерлин» 55М (на L Mk.III и LR Mk.III). Вооружение — по типу С. Серийное производство началось в сентябре 1943 г. Выпущено 1220 самолетов (870 — «Уэстленд» и 350 — «Канлифф-Оуэн»).
«Сифайр» Mk.XV — развитие «Сифайра» Mk.III с хвостовым оперением как у «Спитфайра» Mk.XII и двигателем «Гриффон» VI (1850 л.с). Вооружение — по типу С. Производство началось в конце 1944 г. Фирмы «Уэстленд» и «Канлифф-Оуэн» построили 330 самолетов.
«Сифайр» Mk.XVII — развитие «Сифайра» Mk.XV с усиленным шасси, дополнительным фюзеляжным топливным баком и каплевидным фонарем кабины. С сентября 1945 г. построено 232 самолета (212 — «Уэстленд», 20 — «Канлифф-Оуэн»).
«Сифайр» Мк.45, Мк.46 и Мк.47 — самолеты послевоенной постройки, созданные на базе «Спитфайров» Мк.21 и Мк.22. Построено соответственно 50, 24 и 90 экземпляров.
Боевое использование Супермарин «Спитфайр»
Первыми освоение «Спитфайров» начали 19-я и 66-я АЭ. К началу Второй мировой войны Королевские ВВС получили 306 таких самолетов. Ими успели перевооружить 10 эскадрилий. Но в состав экспедиционных сил во Франции «Спитфайры» не выделили — берегли для ПВО метрополии. Весь период «странной войны» «Спитфайры» лишь изредка вступали в бой. С 13 мая 1940 г. они участвовали в боях над Нидерландами и северной Францией, а затем прикрывали эвакуацию из Дюнкерка.
По-настоящему массово «Спитфайры» пошли в бой во время «битвы за Англию». К её началу (10 июля 1940 г.) Истребительное командование располагало 247 такими самолетами. В общей сложности в битве участвовали 19 эскадрилий «Спитфайров». На их долю пришлось 43 % сбитых самолетов противника, в т.ч. более половины истребителей. Именно «Спитфайрам» пришлось вынести основную тяжесть боев с «мессершмиттами» — «Харрикейн» не мог тягаться на равных с Bf 109Е. «Спитфайр» превосходил Bf 109Е в скорости на малых высотах и в горизонтальной маневренности, но «мессершмитт» имел лучшую скороподъемность и быстрее разгонялся на пикировании.
В 1941 г. и первых месяцах 1942 г. «Спитфайры» базировались исключительно в метрополии. Резкое снижение активности Люфтваффе над Британией позволило Королевским ВВС перейти к наступательным действиям. «Спитфайры» Mk.I, II, а затем и Mk.V привлекались для сопровождения бомбардировщиков и штурмовых ударов по целям в Северной Франции, Бельгии, Нидерландах. Правда, их эффективность в таких операциях ограничивалась недостаточной дальностью полета.
В марте 1942 г. 15 «Спитфайров» Mk.VB отправили на Мальту — они стали первыми самолетами этого типа, попавшими за пределы метрополии. В общей сложности на Мальту было перегнано 367 истребителей, существенно усиливших ПВО этой важнейшей британской базы в Средиземноморье. А с мая 1942 г. «Спитфайры» воевали в Египте и Ливии. К моменту решающего наступления против итало-германских войск в Тунисе в начале 1943 г. здесь действовало 10 эскадрилий «Спитфайров». На завершающей стадии боев в Тунисе появились и «Спитфайры» Mk.VIII, впоследствии участвовавшие в боях на Сицилии и в Южной Италии.
В 1944 г. «Спитфайры» Mk.VIII начали применяться в Бирме. К концу войны здесь действовало около десяти эскадрилий с такими машинам, использовавшимися, главным образом, как истребители-бомбардировщики.
В метрополии с 1943 г. «пятерки» постепенно заменялись «Спитфайрами» Mk.IX. В первую очередь они поступали в эскадрильи ПВО, но по мере приближения высадки в Нормандии упор перенесли на части, выделявшиеся для операций на континенте. Во время операции «Оверлорд» и после неё «девятки» использовались для прикрытия войск, аэродромов, узлов коммуникаций, сопровождения дневных бомбардировщиков. Особо следует отметить применение «Спитфайров» в качестве корректировщиков огня корабельной артиллерии: для этой задачи выделили 2 АЭ «Спитфайров» Mk.VB и 4 флотских эскадрильи на «Сифайрах» Mk.IIl.
Несмотря на то, что по массе боевой нагрузки «Спитфайры» уступали «Тайфунам», они применялись и как истребители-бомбардировщики. Особенно важной задачей стала охота за самолетами-снарядами V-1. В ноябре 1944 г. в бой вступили «Спитфайры» Mk.XVI — их первой задачей стали удары по стартовым площадкам баллистических ракет V-2.
С февраля 1943 г. в строевые части начали поступать «Спитфайр» Mk.XII — первая модификация с «Гриффонами». Такими самолетами вооружили 41-ю и 91-ю АЭ, действовавшие в системе ПВО Англии. Сначала основными целями для новых «Спитфайров» были FW 190А, а в 1944 г. они переключились на охоту за V-1. Самолеты-снаряды были главными целями и для «Спитфайров» Mk.XIV. Первой такие самолеты получила в начале 1944 г. 610-я АЭ, а наибольших успехов добилась 91-я эскадрилья: её пилоты сбили 184 V-1. Эта же часть стала единственной, успевшей опробовать в бою «Спитфайры» Мк.21 — на таких машинах она воевала с апреля 1945 г.
В составе британской морской авиации «Сифайры» эксплуатировались с октября 1942 г. Первой на «Сифайры» Mk.IB перевооружили 801-ю АЭ, базировавшуюся на «Фьюриэсе». Её самолеты в июле 1944 г. обеспечивали удар по линкору «Тирпиц». «Сифайры» Мк.IIС в ноябре 1942 г. участвовали в высадке союзников в Северной Африке. В июле 1943 г. более 100 таких самолетов, базировавшихся на эскортных авианосцах, обеспечивали высадку в районе Салерно (Италия). «Сифайры» Mk.III участвовали в операции «Драгун» (высадке в Южной Франции), налетах на «Тирпиц», но главным ТВД для них стал Дальний Восток. В частности, 807-я АЭ с «Хантера» обеспечивала высадку десанта под Рангуном, а 887-я и 894-я АЭ с «Индефатигейбла» сопровождали бомбардировщики в налетах на нефтепромыслы Суматры. В марте-апреле 1945 г. «Сифайры» дрались над островами Сикисима, в июне — над Труком, в августе появились над самой Японией.
Помимо собственно британских эскадрилий, на «Спитфайрах» в составе Королевских ВВС в Западной Европе и Северной Африке воевало много эскадрилий доминионов: 11 канадских, 10 южноафриканских, 2 австралийских, 1 новозеландская. С июня 1942 г. «Спитфайры» Mk.VC появились в Австралии — три АЭ обеспечивали ПВО объектов на севере континента, а после перевооружения в 1944 г. на Mk.VIII воевали на Новой Гвинее. С января 1945 г. на «Спитфайрах» Mk.VC воевали индийские авиачасти в Бирме.
В составе Королевских ВВС воевали 18 эскадрилий «Спитфайров», укомплектованных личным составом оккупированных нацистами стран: 7 польских, 3 чехословацких, по 2 — норвежских, бельгийских, греческих, по 1 — голландской и югославской. Эксплуатировались «Спитфайры» и ВВС Свободной Франции. А летом 1944 г. 53 «Спитфайра» Mk.V получили ВВС Италии, сражавшиеся на стороне союзников. Машины были далеко не новыми, и в летное состояние удалось привести лишь 33 из них, поступивших в 20-ю группу и затем применявшихся в боях в Северной Италии и на Балканах. В конце 1942-1943 гг. в Северной Африке на «Спитфайрах» воевала американская 4-я ИАГ, а в июне 1944 г. на таких же самолетах над Нормандией действовала флотская корректировочная эскадрилья VCS-7.
Значительное количество «Спитфайров» поступило в СССР. В частности, с начала 1943 г. было поставлено 143 самолета Mk.VB. В конце апреля на Кубани вступил в бой первый полк, вооруженный этими самолетами — 57-й гв. ИАП, а с августа на Миусе воевал 821-й ИАП. Поступили такие машины также в 16-й ИАП ПВО, прикрывавший Москву, и в 7-й ИАП ВВС Черноморского флота. С февраля 1944 г. начались поставки Mk.IX (в общей сложности 1185 единиц, из них 1183 LF Mk.IX и 2 HF Mk.IX). Все они поступили в полки ПВО, прикрывавшие Москву, Ленинград, Мурманск и некоторые другие важные центры.
В послевоенное время «Спитфайры» эксплуатировались в Королевских ВВС до 1954 г. В 1948-1950 гг. они участвовали в кампании в Малайе. Флотские «Сифайры» в июле-сентябре 1950 г. воевали в Корее.
Множество «Спитфайров» после окончания Второй мировой войны было продано различным странам: Франции, Италии, Бельгии, Нидерландам (в 1948-1949 гг. участвовали в боях в Индонезии), Греции (в 1947-1949 гг. применялись в гражданской войне), Чехословакии, Ирландии, Индии, Бирме, Израилю (куплены у Чехословакии; участвовали в первой арабо-израильской войне), Египту (участвовали в первой арабо-израильской войне), Турции, Португалии, Швеции, Таиланду, Югославии. «Сифайры» поставлялись во Францию (Mk.III и Mk.XV), Австралию (Mk.XVII), Канаду (Mk.XV).
«Спитфайр» стал настоящим символом Королевских ВВС времен Второй мировой войны. Этот самолет оказался чрезвычайно удачным истребителем, обладающим огромными резервами для развития: достаточно сказать, что мощность силовых установок, применяемых на «Спитфайре», за время производства возросла практически вдвое. Удалось создать на его основе и довольно неплохой палубный истребитель ВОВ — «Сифайр». В воздушных боях «Спитфайр» вполне мог противостоять немецким Bf 109 и итальянским истребителям.
Оставьте свой отзыв