На рубеже 1935-1936 гг. Управление авиации Императорской армии выработало требования к новому бомбардировщику, определяемому как тяжелый (хотя по европейской классификации он скорее относился бы к средним), передав их трем ведущим самолетостроительным фирмам — «Кавасаки», «Накадзима» и «Мицубиси». Новый двухмоторный четырехместный самолет с убирающимся шасси должен был поднимать бомбовую нагрузку в 750 кг, а в перегруз — 1000 кг. Состав оборонительного вооружения определялся в три 7,7-мм пулемета. Для силовой установки предлагались на выбор два типа 14-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения — «Накадзима» Ха-5 (950 л.с), или же «Мицубиси» Ха-6 (825 л.с). Конструкторы должны были обеспечить максимальную скорость бомбардировщика не менее 400 км/ч, время набора высоты 3000 м — не более 8 мин, рабочий потолок -3000-4000 м и продолжительность полета 5 часов с крейсерской скоростью 300 км/ч. Ввиду климатических особенностей предполагаемого театра военных действий (Маньчжурия и Сибирь) предписывалось особое внимание обратить на возможность эксплуатации бомбардировщика при низких температурах.
Проектирование бомбардировщика на фирме «Мицубиси» велось под руководством К. Одзавы. Машина, получившая обозначение Ки-21, представляла собой цельнометаллический среднеплан с двухкилевым оперением. В качестве силовой установки выбрали двигатели Ха-6.
Проект Ки-21 имел наивысший приоритет и работы продвигались быстрым темпом. Спустя всего девять месяцев после одобрения эскизного проекта, 18 декабря 1936 г., в воздух поднялся первый прототип Ки-21.01, а до конца года была готова и вторая машина. В марте-июне 1937 г. прошли сравнительные испытания с самолетом «Накадзима» Ки-19 (проект «Кавасаки» Ки-22 был отвергнут заказчиком), не выявившие однозначного победителя. Было решено повторить соревнования, предоставив возможность конструкторам внести изменения по результатам испытаний, а также поменяв двигатели — на Ки-21 ставились Ха-5, а на Ки-19 — Ха-6.
Воспользовавшись предоставленным временем, конструкторы «Мицубиси» радикально переработали конструкцию. В октябре 1937 г. два прототипа обновленного бомбардировщика — Ки-21.03 и Ки-21.04 — показали убедительное превосходство над Ки-19. В ноябре самолет приняли на вооружение. К тому времени уже велась постройка четырех предсерийных машин, а весной 1938 г. начался выпуск серийных бомбардировщиков. До сентября 1944 г. построили 2064 самолета Ки-21.
В системе кодов союзников самолет первоначально обозначался «Джейн». Но вскоре, по настоянию генерала Макартура, его поменяли на «Салли» (Джейн звали жену генерала). Вариант Ки-21-II поначалу получил обозначение «Гвин». Но когда удалось установить, что это — не новый тип самолета, а развитие Ки-21-I, название «Салли» вернули.
Основные модификации Мицубиси Ки-21
Ки-21-Ia («тяжелый бомбардировщик армейский тип 97 модель IA») — двигатели «Накадзима» Ха-5 Каи (950 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (по 1 в носовой, верхней и подфюзеляжной установках). Масса бомбовой нагрузки — 750 кг (максимальная — 1000 кг). Экипаж — 5 чел. Фирма «Мицубиси» построила 143 самолета.
Ки-21-Ib («тип 97 модель IB») — часть топливных баков протектирована, кабина пилотов получила легкое бронирование. Увеличена площадь элеронов и горизонтального оперения. Силовая установка и бомбовая нагрузка — как у Ки-21-Ia. Стрелковое вооружение — 5 7,7-мм пулеметов (по 1 в носовой, верхней, подфюзеляжной и бортовой установках, а также хвостовой дистанционно управляемой установке). «Мицубиси» изготовила 120 единиц.
Ки-21-Ic («тип 97 модель 1С») — установлен дополнительный топливный бак, занявший часть бомбоотсека (в качестве компенсации установлено 4 наружных бомбодержателя). Стрелковое вооружение — 6 7,7-пу-леметов (так же, как на Ки-21-Ib, но бортовых пулеметов — 2). Завод «Мицубиси» до декабря 1940 г. выпустил 168 самолетов.
Общий объем выпуска Ки-21-I составил 882 самолета: 431 построила «Мицубиси», а 351 с августа 1938 г. по февраль 1941 г. — «Накадзима» (в последнем случае правда, точные данные о разбивке этих машин по модификациям a, b и с отсутствуют).
Ки-21-IIa («тип 97 модель НА») — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Мицубиси» Ха-101 (1500 л.с). Стрелковое вооружение аналогично Ки-21-Ic. Максимальная бомбовая нагрузка — 1000 кг. Экипаж — 5 чел. С декабря 1940 г. до 1942 г. фирмой «Мицубиси» построено 590 самолетов.
Ки-21-IIb («тип 97 модель ИВ») — вместо 7,7-мм пулемета в верхней установке смонтирована башня с 12,7-мм пулеметом. В ходе выпуска усилена бронезащита. До сентября 1944 г. «Мицубиси» выпустила 688 машин.
Технические характеристики самолетов Ки-21-Ia
- Двигатели: «Накадзима» Ха-5 Каи
- мощность, л.с.: 950
- Размах крыла, м.: 22,5
- Длина самолета, м.: 16
- Высота самолета, м.: 4,35
- Площадь крыла, кв. м.: 69,9
- Масса, кг:
- пустого самолета: 4961
- нормальная взлетная: 7492
- максимальная взлетная: 9710
- Максимальная скорость, км/ч: 432
- Время набора высоты 5000 м.: 13’55»
- Практический потолок, м.: 8600
- Дальность полета, км.
- Нормальная: 1500
- Максимальная: 2700
Боевое использование самолётов Мицубиси Ки-21
Первой частью, получившей летом 1938 г. новые бомбардировщики, стал дислоцированный в Маньчжурии 60-й сентай. В течение зимы 1938/39 г. он активно участвовал в дальних рейдах на китайские города. Весной 1939 г. к нему присоединились 58-й и 61-й сентай, также получившие Ки-21. В конце мая 1939 г. 12 Ки-21 из 61-го сентая перебросили к монгольской границе в район Номонганского плато. Бомбардировщики понадобились для участия в «номонганском инциденте», переросшем в настоящую советско-японскую войну. Первый боевой вылет Ки-21 в этом районе отмечен 27 июня, когда 23 японских бомбардировщика в сопровождении 70 истребителей пересекли монгольскую границу и атаковали аэродром Тамцак-Булак, где базировался советский истребительный авиаполк. Во время этого налета 2 Ки-21 были сбиты, а один из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку в пустыне и стал трофеем советских войск. В дальнейшем особенно интенсивные бомбардировки производились японскими самолетами в период с 3 по 10 июля.
По состоянию на 7 декабря 1941 г. большинство боеготовых частей с бомбардировщиками Ки-21 дислоцировались в Индокитае — 12-й, 60-й, 62-й й 98-й (в общей сложности 124 самолета), сведенные в 3-й хико сидан (авиадивизию). На Формозе находился 14-й сентай (18 Ки-21). 74-й сентай, также имевший на вооружении Ки-21, дислоцировался в Маньчжурии. В строевых частях доминировали машины модификации Ки-21-II, машины ранних вариантов встречались лишь в единичных экземплярах.
Большинство Ки-21 был нацелено на действия против Бирмы и Малайи. Но в первые недели войны их активность была существенно ограничена проливными дождями, сделавшими грунтовые ВПП аэродромов непригодными для взлета тяжелых машин. Лишь в третьей декаде декабря 1941 г. погода позволила организовать массированные налеты, первый из которых состоялся 23 декабря. Целью стал Рангун, который атаковало 60 Ки-21 из 60-го, 62-го и 98-го сентаев. В январе основные силы 3-го хико сидана направили для содействия операциям против Сингапура и Голландской Ост-Индии. Над Бирмой продолжал действовать лишь слабый 12-й сентай. В юго-западной части Тихого океана Ки-21 использовались в значительно меньшем масштабе — здесь действовал лишь слабо укомплектованный 14-й сентай. В первые дни войны самолеты сентая выполнили несколько самолетов, потеряв три машины. Но для этого ТВД дальность полета Ки-21 оказалась слишком малой, поэтому в феврале 1942 г. 14-й сентай перебросили на бирманский фронт, но в следующем месяце передислоцировали на Новую Гвинею.
98-й сентай после Малайской кампании действовал в Голландской Ост-Индии. В частности, его самолеты обеспечивали поддержку парашютного десанта на Палембанг (о. Ява). После завершения оккупации Явы в марте 1942 г. 98-й сентай вернули на бирманский фронт. 60-й и 62-й сентай в конце марта 1942 г. передислоцировали на Филиппины. Здесь Ки-21 бомбили последние очаги сопротивления — крепость Коррехидор и опорные пункты на острове Батаан.
В дальнейшем главным театром военных действий для Ки-21 стала Новая Гвинея. Бомбардировщики 14-го сентая понесли здесь тяжелые потери. Это вынудило перевести Ки-21, главным образом, на ночные действия. 9 мая 1942 г. семь самолетов 14-го сентая без потерь отбомбились по аэродрому Милингимби в Австралии. Но появление на Новой Гвинее американских ночных истребителей сделало опасным и темное время суток. К сентябрю 1943 г. 14-й сентай остался почти без самолетов и был выведен на переформирование.
12-й и 98-й сентай в 1943 г. продолжали воевать в районе китайско-бирманско-индийской границы. Наиболее примечательными операциями с участием Ки-21-II в этот период стали рейды на Калькутту, первый из которых состоялся 5 декабря 1943 г. В этих налетах и других операциях «Салли» несли значительные потери. Для компенсации потерь в Бирму перебросили вновь сформированный и вооруженный Ки-21 58-й сентай. Но и он в течение трех месяцев боев буквально «растаял» — к моменту вывода на Формозу в марте 1944 г. часть насчитывала лишь четыре бомбардировщика. В начале 1944 г. покинул Бирму и 98-й сентай.
До конца войны на Ки-21-II воевал лишь 58-й сентай. Кроме того, эти самолеты применялись в учебных и транспортных частях.
9 самолетов Ки-21-IIb производства фирмы «Накадзима» в декабре 1940 г. получил Сиам (Таиланд).
Самолет Ки-21 выпускался в течение почти семи лет и участвовал почти во всех операциях армейской авиации Японии. Ко времени вступления в строй в 1938 г. это был выдающийся самолет, но по мере появления у противников Японии все более совершенных самолетов, он безнадежно старел. И все же Ки-21 прослужил в японских ВВС дольше, чем любой другой самолет. Он оставался в строю тогда, когда его «сверстники» — американский «Мартин» 139 и советский СБ — давно уже «сошли со сцены».
Оставьте свой отзыв