«Тяжелый» (по японской классификации) двухмоторный бомбардировщик Мицубиси Ки-67 «Хирю» предназначался для замены самолета «Накадзима» Ки-49. Проектирование в инициативном порядке началось в сентябре 1940 г. под руководством К. Одзавы. В феврале 1941 г. была получена официальная спецификация, требовавшая от нового бомбардировщика максимальную скорость 550 км/ч и дальность полета 1500 км. Нормальная бомбовая нагрузка определялась всего в 500 кг, максимальная -750 кг (правда, позже этот параметр подняли до 800 кг). Оборонительное вооружение должно было состоять из 5 7,92-мм и 12,7-мм пулеметов, экипаж — из 6-8 чел. В качестве силовой установки предлагался на выбор один из трех моторов воздушного охлаждения: «Мицубиси» Ха-101 или Ха-104 либо «Накадзима» Ха-103.
Бомбардировщик представлял собой моноплан со среднерасположенным крылом и однокилевым оперением. При проектировании особое внимание обращалось на технологичность — впервые в японском самолетостроении для Ки-67 предусмотрели крупноузловую сборку, широко применили штамповку и литье, сведя к минимуму количество сварных соединений. Также конструкторы постарались обеспечить стойкость к боевым повреждениям.
В январе 1942 г. макет Ки-67 был принят комиссией Управления авиации Императорской армии, и на фирме началась постройка трех прототипов. Работы несколько замедлились после того, как заказчик выдвинул дополнительные требования приспособить самолет для бомбометания с пикирования и топмачтового бомбометания по морским целям (исходное задание предусматривало в качестве типовых для Ки-67 наземные цели — аэродромы и скопления войск). Первый прототип был облетан 17 декабря 1942 г., второй и третий — в феврале и апреле 1943 г.
Самолеты показали неплохие летные качества, хотя максимальная скорость (537 км/ч) немного не дотягивала до задания. Некоторые проблемы с управлением удалось устранить, доработав рули. «Мицубиси» заказали 16 предсерийных машин, поставленных с мая 1943 г. по март 1944 г.
С апреля 1944 г. начался выпуск серийных машин, продолжавшийся до конца войны. Общий объем производства различные источники определяют в 688, 698 или даже 767 самолетов. В системе кодов союзников обозначался «Пегги».
Летно-технические характеристики самолета Мицубиси Ки-67
- Двигатели: Мицубиси Ха-104
- мощность, л.с.: 1900
- Размах крыла, м.: 22,50
- Длина самолета, м.: 18,70
- Высота самолета, м.: 7,70
- Площадь крыла, кв. м.: 68,85
- Масса, кг:
- пустого самолета: 8649
- взлетная: 13 765
- Скорость максимальная, км/ч: 537
- Время набора высоты 6000 м, мин.: 14,5
- Потолок, м.: 9470
- Дальность полета, км.: 3800
Основные модификации Мицубиси Ки-67 «Хирю»
Ки-67-1a («тяжелый бомбардировщик армейский тип 4 модель 1А») — 18-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Ха-104 (1900 л.с.)- Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка в верхней , башне, 4 12,7-мм пулемета (по 1 в носовой, хвостовой установках и 2-х боковых блистерах). Максимальная масса бомбовой нагрузки — 800 кг. Примерно с 420-го экземпляра приспособлен для подвески торпеды массой 1070 кг. Экипаж — 8 чел. Изготовлено 450 самолетов.
Ки-67-1b («тип 4 модель 1В») — аналогичен Ки-67-la, но в хвостовой установке вместо 1 12,7-мм пулемета смонтировано 2. Приспособлен для подвески торпед.
На базе Mitsubishi Ки-67 выпускался в небольшом количестве тяжелый истребитель Ки-109, а также самолет камикадзе Ки-167, снабженный мощным кумулятивным зарядим «Сакурадан».
Боевое использование Mitsubishi Ki-67
Принятие на вооружение Ки-67 сопровождалось беспрецедентным решением — впервые японские армия и флот сумели преодолеть межвидовые различия и разработать совместный план, в соответствии с которым два первых сентая, получивших эти самолеты, передавались в подчинение авиации флота для использования в качестве торпедоносцев. Первым из них стал 98-й сентая, начавший освоение Ки-67 в феврале 1944 г. К началу июля он был укомплектован матчастью и завершил курс обучения, после чего направлен на Филиппины. Там 98-й сентай вошел в подчинение флотской авиачасти — 762-го кокутая. 7-й сентай, также прошедший подготовку в качестве торпедоносцев, в октябре 1944 г. прибыл на Формозу. Дебют Мицубиси Ки-67 состоялся 12 октября 1944 г., когда 21 самолет 98-го сентая атаковал американский флот у Формозы, не добившись никаких успехов, но потеряв 8 своих машин. Аналогичным был и результат второго налета на корабли у о. Исигаки: ни одного торпедного попадания и 10 потерянных Ки-67 из 15 участвовавших в операции 24 октября. 19 ноября 1944 г. вступили в бой «Хирю» 7-го сентая — и им также не удалось добиться сколь-нибудь значительных результатов в торпедных атаках. Обе части оставались под контролем флота до июня 1945 г., приняв участие в сражении за Окинаву и других операциях.
12 октября 1944 г. была сформирована специальная авиачасть, укомплектованная пилотами-инструкторами и предназначенная для ударов по базам американских бомбардировщиков В-29 на Марианских о-вах. Ровно месяц спустя её Ки-67 совершили первый налет на аэродром на Сайпане. При этом применялись малокалиберные осколочные бомбы с тем, чтобы вывести из строя максимальное количество бомбардировщиков. В ночь с 6 на 7 декабря 1944 г. совершил первый налет на Сайпан вновь сформированный 110-й сентай, а в январе 1945 г. такие операции начал 7-й сентай. Но в феврале налеты на Сайпан пришлось прекратить — американцы захватили о. Иводзима, где находился аэродром подскока.
К концу 1944 г. Ки-67 «Хирю» получили ещё три части — 60-й, 61-й и 62-й сентай. Первый из них участвовал в сражении за Окинаву. 61-й сентай в феврале 1945 г. передислоцировали в Сингапур. Эта часть использовала свои Ки-67 как торпедоносцы у берегов Баликпапана. 62-й сентай вскоре был расформирован из-за нехватки самолетов. Но, несмотря на это, несколько частей было перевооружено Ки-67 в 1945 г. В их число вошел 16-й сентай, успевший поучаствовать в последних боях у Окинавы, 74-й сентай, в июле 1945 г. передислоцированный на Сахалин, а также 14-й и 170-й сентай — последний был сформирован 7 августа 1945 г. В последние месяцы войны Ки-67 применялись и как самолеты камикадзе.
Мицубиси Ки-67 Хирю, вероятно, следует признать лучшим японским бомбардировщиком Второй мировой войны — хотя машина и не была лишена некоторых недостатков, в частности, недостаточной бомбовой нагрузки. Но проявить в полной мере свой потенциал «Хирю» не смог — ко времени вступления его в строй господство в воздухе всецело было за американцами.
Оставьте свой отзыв