В 1937 г. Бюро аэронавтики ВМС США объявило конкурс на новый корабельный гидросамолет-корректировщик, предназначенный для замены состоящего на вооружении «Кертисса» SOC «Сигалл». Набор требований к машине был не очень широк: экипаж из двух человек, наличие сменного поплавкового/колесного шасси и размах крыла не более 10,97 м. Последнее требование диктовалось необходимостью размещения без складывания (или демонтажа) консолей крыла.
В конкурсе приняли участие три проекта: «модель 85» (XOSS-1) фирмы «Стирмен», XOSN-1 предприятия «Нэйвел Эйркрафт Фэктори» (авиационного отделения военно-морской верфи в Филадельфии Navel Aircraft Factory) и «модель 310» (XOS2U-1) фирмы «Воут». Первые два аппарата внешне представляли собой вполне традиционные бипланы с поплавковым шасси из центрального и двух подкрыльевых поплавков (с возможностью замены его колесным). Двигатели также были одинаковы — «Пратт энд Уитни» R-1340-36 мощностью 600 л.с. Правда, при цельнометаллическом наборе самолет «Стирмена» имел металлическую обшивку фюзеляжа и полотняную крыла, а у XOSN-1 и фюзеляж был обтянут полотном. Специалисты «Нэйвел Эйркрафт Фэктори» (NAF) снабдили свою машину новинкой — автоматическими предкрылками на верхнем и нижнем крыльях, призванными улучшить взлетно-посадочные характеристики.
Конструкторский коллектив «Воута», возглавляемый авиаконструктор Р. Б. Бейселом, подошел к решению задачи совершенно по-иному. Руководство фирмы видело в конкурсе шанс вернуться на рынок корабельных разведчиков: ведь в течение полутора десятков лет «Воут» был монополистом в области поставок таких самолетов американскому флоту, и лишь в 1935 г. эту монополию разрушил «кертиссовский» «Сигалл». Новая машина должна была существенно превосходить конкурентов. Поэтому конструкторы пошли на применение схемы моноплана — впервые для американских самолетов такого класса. Полумонококовый фюзеляж, крыло и оперение были цельнометаллическими, а при изготовлении планера широко применялась точечная сварка. Благодаря этому удалось существенно облегчить конструкцию при одновременном обеспечении высокой прочности, необходимой для подверженного многократным перегрузкам при старте с катапульты корабельного разведчика. Мотор по сравнению с конкурентами был на 25% слабее — 450-сильный 9-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-985-4.
Всем трем производителям Бюро аэронавтики заказало по одному прототипу, но «Воут» справился с заданием быстрее конкурентов: его XOS2U-1 впервые поднялся в воздух 19 мая 1938 года, a XOSS-1 и XOSN-1 вышли на испытания лишь в сентябре. Летные испытания показали полное превосходство детища Рекса Бейсела: максимальная скорость XOS2U-1 составила 275 км/ч против 261 км/ч у самолета «Стирмена» 257 км/ч у XOSN-1. По другому важному для гидросамолета показателю — посадочной скорости — небольшое преимущество было у машины из Филадельфии. Благодаря развитой механизации крыла этот показатель составлял 87 км/ч. Вторым оказался не биплан «Стирмена» (92 км/ч), а моноплан «Воута», показавший 88,5 км/ч. Этого удалось достичь благодаря низкой нагрузке на крыло (XOS2U-1 весил гораздо меньше конкурентов) и применению посадочных закрылков. В общем, военные склонялись к изделию «Воута». И в этой решимости их укрепили интенсивные корабельные испытания на линкоре «Вест Вирджиния», которые XOS2U-1 блестяще прошел в начале 1939 г. Как следствие, 22 мая 1939 г. ВМС США заказали 54 серийных самолета под обозначением OS2U-1. А 1 октября 1941 г. самолет получил и название — «Кингфишер».
Общий объем серийного производства «Кингфишеров» (с учетом прототипа) составил 1519 единиц. Выпуск осуществлялся на предприятии концерна «Воут-Сикорский» в Стратфорде и заводе «Нэйвел Эйркрафт Фэктори» в Филадельфии.
Основные модификации гидросамолётов Воут «Кингфишер»
- OS2U-1 — двигатель R-985-48 (450 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета «Браунинг» (синхронный и турельный); под крылом возможна подвеска 2 45,4-кг бомб. Экипаж — 2 чел. С декабря по май 1940 г. изготовлено 54 самолета (49 на поплавковом шасси и 5 — на колесном).
- OS2U-2 — двигатель R-985-50 (450 л.с). Вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны OS2U-1. Установлена система нейтрального газа и бронезащита экипажа, емкость топливных баков увеличена на 60%. Изготовлено 158 самолетов, из них 45 в поплавковом варианте (23 с поплавками «Воута» и 22 — «Эдо»), а остальные — на колесном шасси. Кроме того, фирме «Эдо» заказали 70 дополнительных комплектов поплавков для переоборудования колесных самолетов в случае необходимости.
- OS2U-3 — двигатель R-985-AN2 (450 л.с). Вооружение оставлено без изменений. Усилено бронирование, предусмотрена установка фотопулемета. С мая 1941 г. изготовлено 1006 самолетов, из них не менее 531 на колесном шасси. 300 машин комплектовались двигателями R-985-AN8 (450 л.с). Большинство выпущено заводом в Стратфорде, 31 машина собрана в Филадельфии из узлов, поставлявшихся с «Воута».
- OS2N-1 — вариант производства «Нэйвел Эйркрафт Фэктори». Соответствовал OS2U-3. С марта 1942 г. по февраль 1943 г. выпущено 300 единиц.
Воут «Кингфишер» установлен на корабельную катапульту.
Лётно-технические характеристики гидросамолетов Воут OS2U-1 «Kingfisher»
- Двигатель: Пратт энд Уитни R-98S48
- мощность, л.с.: 450
- Размах крыла, м.: 10,95
- Длина самолета, м.
- на поплавках: 10,24
- на колесном шасси: 9,17
- Высота самолета, м:
- на поплавках: 4,61
- на колесном шасси:3,94
- Площадь крыла, кв. м.: 23,34
- Масса самолета на поплавках, кг:
- Пустого: 1869
- Взлетная: 2538
- Максимальная скорость, км/ч
- с поплавками: 282
- с колесным шасси: 285
- Потолок, м. с поплавками: 5790
- Дальность полета с поплавками, км.: 1683
Боевое использование и применение в годы Второй мировой войны
В первую очередь «Кингфишеры» поступили на вооружение эскадрилий, предназначенных для действий с линейных кораблей. Первыми новые самолеты получили эскадрилья VO-4 и линкор «Колорадо» (ВВ-45). В общем же, подавляющее большинство машин OS2U-1 поступили в пять наблюдательных эскадрилий (VO-1 — VO-5).
Машины OS2U-2 поступали главным образом в разведывательные эскадрильи берегового базирования, созданные для прибрежного патрулирования. В обшей сложности флот сформировал 30 таких эскадрилий (часть из них — уже после вступления США в войну), подчиненных комендантам военно-морских районов (BMP). К прибрежному патрулированию привлекалась и эскадрилья морской пехоты VMS-3, получившая самолеты модификации OS2N-1. Кроме того, часть OS2U-2 поступила в учебные эскадрильи на авиабазах Джексонвилл, Пенсакола и Корпус-Кристи.
К моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор на части линкоров самолеты OS2U-1 уже были заменены новыми OS2U-3. Такие же самолеты поступили и на вооружение всех десяти крейсеров типа «Омаха». Эти самолеты входили в состав т.н. «крейсерских» разведывательных эскадрилий (от VCS-3 до VCS-9). 14 «Кингфишеров» было приписано к восьми плавбазам гидросамолетов.
Американцы предприняли попытку вооружить гидросамолетами даже относительно небольшие эсминцы. В мае 1940 г. было принято решение об авиационном вооружении шести ЭМ типа «Флетчер»: «Хатчинс», «Прингл», «Стэнли», «Стивене», «Халфорд» и «Летце» (от DD-476 до DD-481) . При этом пришлось пожертвовать АУ главного калибра № 3 и одним из торпедных аппаратов. Взамен корабли должны были получить поворотную катапульту на шкафуте для самолета «Кингфишер». Длина катапульту не позволяла вращаться на 360° — мешали надстройки, поэтому самолет мог стартовать лишь на правый борт. Перед ней оборудовалось хранилище на 6743 л авиабензина, оборудованное системой заполнения углекислым газом для предотвращения взрыва. Но реально авиационное вооружение в 1942 г. получили лишь три корабля — «Прингл», «Стивенс» и «Халфорд».
Главной задачей большинства «Кингфишеров», ещё до вступления США в войну, стало патрулирование прибрежных вод в рамках «патруля нейтралитета». Естественно, такая работа продолжалась и после начала войны. Наиболее интенсивные полеты выполнялись в районе побережья Новой Англии, откуда отправлялось большинство конвоев в Европу. В 1943-1943 гг. эпицентр боевой работы сместился в район побережья Флориды.
Запас топлива обеспечивал OS2U-3 довольно внушительную продолжительность полета -до шести часов. Наряду с самолетами ВМС к патрулированию привлекались и машины Береговой охраны — в 1942 г. ей передали 53 OS2U. Вооруженный двумя 45-кг глубинными бомбами самолетик вряд ли мог причинить серьезный вред обнаруженной подводной лодке — главной задачей экипажа «Кингфишера» было навести на цель более серьезные силы и предупредить торговые суда. Все же некоторых успехов удалось добиться. 15 июля 1942 г. два «Кингфишера», базировавшихся в Черри-Пойнт (шт. Северная Каролина), добили субмарину U-576, ранее поврежденную надводными кораблями. А 15 мая следующего года отличился экипаж OS2U-3 из эскадрильи VS-62, несший дежурство на передовой базе Кайо Франсез на Кубе. В ходе патрульного полета он обнаружил погружающуюся подлодку. Сбросив обе бомбы, экипаж поставил дымовой маркер, по которому на цель вышел кубинский сторожевой катер CS-13. Сброшенная с него серия глубинных бомб поставила точку в карьере U-176, на счету которой к тому времени было 11 потопленных судов.
Береговые эскадрильи «Кингфишеров» на Тихом океане занимались не только противолодочным патрулированием, но и поисково-спасательными операциями. Помимо континентальной части США и Гавайев они появляются и на многочисленных островах Тихого океана. Уже 23 января 1942 г. эскадрилью VS-1D14 перебросили на Самоа — она стала первой частью морской авиации США, дислоцированной на этом архипелаге. Затем OS2U-3 активно применялись для обеспечения боевых действий во время долгой кампании на Гуадалканале. К 1 января 1943 г. здесь находилась эскадрилья VS-4D14 (14 её OS2U-3 были поровну распределены между Гуадалканалом и Тонгатабу). На Бора-Бора находились 12 OS2U-3 из VS-2D14, а «самоанская» VS-1D14 располагала в общей сложности 22 самолетами — 19 OS2U-3 и три J2F-5. Наконец, на Эспириту-Санту дислоцировалась эскадрилья VS-5D14 (10 OS2U-3).
Отличились «Кингфишеры» и на севере — в районе Аляски и Алеутских островов. Главной базой гидросамолетов на Алеутах была Клэм Лагун на о. Адьяк. Оттуда они совершали патрульные вылеты, а в 1943 г. в ходе операций по освобождению захваченных японцами островов Кыска и Атту применялись и как бомбардировщики. При этом на самолеты подвешивали две 325-фунтовые (159-кг) бомбы, значительно превышая «паспортную» боевую нагрузку. По состоянию на 1 января 1943 г. дислоцированная на Алеутах эскадрилья VS-6D14 имела 13 самолетов OS2N-1, кроме того, в разных базах на Аляске были разбросаны звенья VS-1D13 (в обшей сложности 22 OS2U-3).
Неоценимой оказалась помощь корабельных Vought «Кингфишеров» в десантных операциях.
Самолеты весьма эффективно вели разведку и корректировали артиллерийский огонь. 8 ноября 1942 г. один из OS2U-3 линкора «Массачусетс», пилотируемый Т. Догерти, появился над кораблями французского флота в Касабланке. Его задачей было определить готовность флота оказать сопротивление высадке союзников — попросту «Зимородок» был своего рода живцом. Как только зенитки открыли огонь, Догерти передал в эфир кодовую фразу «Butter up!», означавшую, что противник сдаваться отнюдь не собирается, и ретировался. В дальнейшем самолеты OS2U-3 обеспечивали операцию «Хаски» — высадку союзников в Сицилии. В частности, здесь действовали самолеты крейсера «Бирмингем». Широко применялись «Кингфишеры» при десантных операциях на островах Тихого океана — Сайпане, Тиниане, Палау и прочих.
Пожалуй, наиболее благодарной службой для экипажей «Кингфишеров» были поисково-спасательные операции. Широкую известность получила операция 11 ноября 1942 г. по спасению членов экипажа «Летающей крепости» В-17, среди которых был капитан Эдди Рикенбакер — лучший американский ас времен Первой мировой войны. В ней участвовал самолет OS2U-2 с личным именем «Bug» — эта машина на борту «Пенсильвания» пережила налёт на Пёрл-Харбор, получила повреждения, но была отремонтирована. Самолет Рикенбакера совершил вынужденную посадку на воду в южной части Тихого океана, у о. Эллис. Три недели (!) авиаторы с В-17 дрейфовали в надувных лодках, пока в виду одной из них не показался самолет. Экипаж в составе младшего лейтенанта Ф.Э. Вудварда и радиста 1-го класса Л.Х. Бутга заметил желтый дым фальшфейера и навел на него катер. В лодке были пять авиаторов, но сам Рикенбакер и ещё два члена экипажа отсутствовали — их лодку отнесло в сторону. «Баг» вернулся на базу, дозаправился и вновь отправился на поиски. Теперь за его штурвалом сидел лейтенант В.Ф. Иди. Обнаружив лодку Рикенбакера, он приводнился возле неё. Все трое находившихся в ней были живы. Наиболее слабого из них удалось затащить в кабину и усадить на колени радиста. Рикенбакер и ещё один спасенный легли на крылья. В таком положении самолет взлететь, естественно, не мог — пришлось преодолеть 75 км до острова Эллис по воде. К тому моменту «Баг» уже имел 1100 часов, налётанных в спасательных операциях, но эксплуатировался и дальше. Вне всякого сомнения, он стал самым знаменитым из «Кингфишеров». Но и его менее популярные «собратья» спасли немало жизней.
В 1944 г. на смену «Кингфишерам» на линкоры и крейсера американского флота начал поступать новый поплавковый разведчик «Кертисс» SC-1. Однако и испытанные в боях «Зимородки» продолжали интенсивно эксплуатироваться. В ходе боев за Окинаву они применялись и как корректировщики, и как поисково-спасательные машины. В последнем амплуа они прослужили до самого конца войны.
«Кингфишер» оказался одним из немногих типов американских самолетов, принимавших участие в боевых действиях с первого до последнего дня войны. Причем закончили войну машины в том же облике, в котором и встретили, — никакой серьезной модернизации самолет не подвергался. В послевоенное время немногие OS2U-3 и OS2N-1 эксплуатировались главным образом в учебных частях. Последние из них были списаны в 1947 г.
В мае 1942 г. Великобритании для испытаний было передано три OS2U-3 — два на колесном шасси и один на поплавковом. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными, и в рамках программы ленд-лиза Соединенное Королевство заказало 100 самолетов OS2U-3, принятых на вооружение под обозначением «Кингфишер» Mk.I. «Кингфишеры» поступили прежде всего в 703-ю АЭ морской авиации, дислоцированную в Лион-Соленте. Эта эскадрилья представляла собой чисто административное образование, ведавшее звеньями корабельных разведчиков, приписанными к различным кораблям и судам, главным образом вспомогательным крейсерам. Она получила в общей сложности 40 новых самолетов. Кроме того, «Кингфишерами» вооружили несколько учебных эскадрилий: 740-ю в Арбоате, где имелись самолеты на колесном шасси, 764-ю (Лоуренс-Ферри) и 765-ю (Сэндбэнкс), где готовили пилотов гидросамолетов, а также 749-ю на Тринидаде (авиабаза Пиарко), занимавшуюся подготовкой воздушных наблюдателей. Старты с катапульты пилоты «Кингфи-шеров» осваивали на гидроавиатранспорте «Пегасус». Осенью 1943 г. «Кингфишеры» Mk.I получили две вспомогательные эскадрильи в Южной Африке — 726-я в Дурбане и 740-я в Уингфилде. Самолеты этих эскадрилий использовались в качестве связных, буксировщиков мишеней и для калибровки радаров.
В Королевском флоте «Кингфишеры» Mk.I служили на легких крейсерах «Энтерпрайз» и «Эмеральд», а также на ряде вспомогательных крейсеров — «Ранпура», «Киликия», «Кантон», «Корфу» и др. К апрелю 1944 г. с большинства кораблей эти гидросамолеты были сняты. В том же месяце расформировали и 703-ю АЭ. 20 «Кингфишеров» возвратили США. В береговых же эскадрильях британской морской авиации такие самолеты сохранялись до середины 1945 г.
24 OS2U, заказанных в 1941 г. для Голландской Ост-Индии, попали в Австралию. 18 самолетов приняли Королевские австралийские ВВС. Большинство поступило в сформированную в мае 1943 г. 107-ю АЭ, несколько машин приняло Учебное звено гидросамолетов. Австралийцы сняли с «Кингфишеров» бронирование, чтобы обеспечить подвеску более тяжелых, 250-фунтовых (113-кг), бомб. Самолеты с береговых баз осуществляли противолодочное патрулирование. Особых успехов достичь не удалось. К моменту окончания войны на Тихом океане в эскадрилье ещё было девять «Кингфишеров». Расформировали 107-ю АЭ 31 октября 1945 г.
В самом конце 1942 г. 15 OS2U-3 получили ВВС Чили. Последние из них дослужили до 1957 г. Такой же долгой была и карьера «Кингфишеров» в ВМС Уругвая: получив в конце 1942 г. шесть OS2U-3, они эксплуатировали их до 1958 г. Также шесть таких самолетов было поставлено Мексике. А три «Кингфишера», принадлежавших Доминиканской Республике, впоследствии попали на Кубу. Один из них (на колесном шасси) в 1958 г. даже стал трофеем повстанцев — за что и удостоился чести быть помешенным в музей.
Два Воут OS2U-3 «Кингфишер» в августе 1944 г. попали в СССР вместе с переданным американцами крейсером «Милуоки» (ставшим «Мурманском»). В 1947 г. самолеты вернули в США — также вместе с кораблем.
Оставьте свой отзыв