Junkers F 13 — первый в истории авиации самолет, изначально проектировавшийся как пассажирский, и первая машина подобного назначения, имевшая цельнометаллическую конструкцию.
Разработка велась под руководством О. Ройтера с опорой на опыт, накопленный при создании боевых самолетов, и прежде всего -двухместного истребителя и штурмовика «Юнкерc» CL.I (J10). Самолет F-13 представлял собой одномоторный моноплан с низкорасположенным крылом, вмещавший двух членов экипажа и четырех пассажиров. Прототип впервые поднялся в воздух 25 июня 1919 г. Серийный выпуск продолжался до начала 30-х гг.
В общей сложности построено 322 самолета (около 60 модификаций в зависимости от типа двигателя и других деталей), из них 110 эксплуатировалось германской авиакомпанией «Люфтганза», остальные экспортированы в десятки стран мира.
Основные модификации Юнкерс F-13
F13a — 6-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения BMW Ilia (185 л.с).
F13ba, са, da, fa — двигатель «Юнкере» L2 (200 л.с).
F13de, се, de, fe, die, fie, ge, he, ke — 6-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Юнкерс» L5 (310 л.с).
F13bi, ci, di, fi — двигатель BMW IV (250 л.с).
F13co, fo, ko — мотор BMW V (310 л.с).
Летно-технические характеристики самолета Junkers F 13fe
- Двигатель: «Юнкерс» L5
- мощность, л.с.: 310
- Размах крыла, м.: 17,75
- Длина самолета, м.: 9,60
- Высота самолета, м.: 4,10
- Площадь крыла, кв. м.: 43,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1350
- максимальная взлетная: 2300
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 195
- Крейсерская: 160
- Практический потолок, м.: 5500
- Дальность полета, км.: 925
Боевое использование
Несмотря на свое сугубо гражданское предназначение, самолеты «Юнкерс» F13 довольно широко применялись и для военных целей — как транспортные, связные и даже как импровизированные бомбардировщики. В Европе их эксплуатировали ВВС Австрии, Болгарии, Литвы, Румынии, Финляндии, Швеции, в Азии — Турции, Афганистана, Монголии, в Америке — США (авиация ВМС), Аргентины, Чили, Колумбии. Несколько экземпляров служило в советских ВВС.
В люфтваффе самолеты «Юнкерс» F13 появились в 1939 г. — это были мобилизованные гражданские машины (главным образом, варианты с моторами «Юнкере» L5). Самолеты применялись в качестве связных в различных частях. В 1943-1944 гг. несколько экземпляров «Юнкерсов» Ф-13 использовалось в противопартизанских операциях на территории Белоруссии, действуя как разведчики и легкие бомбардировщики. Общее количество самолетов этого типа, эксплуатировавшихся в составе люфтваффе, точно неизвестно.
Вероятно, самолеты «Юнкерc» F13 оказались наиболее старыми машинами, эксплуатировавшимися в люфтваффе и даже принимавшими участие в боевых действиях. Этому способствовали надежность, прочность и долговечность фирменной «юнкерсовской» цельнометаллической конструкции.
Оставьте свой отзыв