Юнкерс Ju-52/3m — cамолет, претендующий на звание наиболее известного изделия фирмы «Юнкерс» и, вне всякого сомнения — наиболее долговечный самолет этой марки. Проектирование, осуществлявшееся под руководством Э. Цинделя, началось в 1930 г. Предполагалось создать машину, способную заменить в производстве и на гражданских авиалиниях одномоторные машины Junkers W-33 и трехмоторные G-31. В новом самолете должны были сочетаться прочная конструкция планера, высокая надежность и низкие эксплуатационные расходы.
Изначально Ju 52 проектировался как одномоторный низкоплан с неубирающимся шасси и характерной для самолетов «Юнкерса» гофрированной обшивкой. Конструкция предусматривала быструю смену шасси с колесного на лыжное или поплавки, а в бортах и крыше фюзеляжа сделали большие люки, облегчающие применение самолета в качестве грузового.
Прототип Ju 52ba впервые поднялся в воздух 13 октября 1930 г. Однако одномоторный вариант не нашел спроса — помимо прототипа построили лишь 6 таких машин. Крупнейший потенциальный заказчик — фирма «Люфтганза» — предложил превратить самолет в трехмоторный, что и было сделано. 7 марта 1932 г. был облетан первый экземпляр с тремя моторами — Ju-52/3m de с 9-цилиндровыми двигателями «Пратт энд Уитни» «Хорнет» (600 л.с). Летом того же года начались поставки таких машин заказчикам — как в Германии, так и за рубежом. Весной 1934 г. первые Ju 52/3m поступили в формировавшиеся пока в тайне части люфтваффе.
В общей сложности с 1934 г. по 1944 г. изготовили 4555 военных самолетов Юнкерс Ju-52/3m, в т.ч. 2977 — фирмой «Юнкерс», 1058 — ATG, 4 — PIRT и 516 — «Амио».
Основные военные модификации Junkers Ju-53/3m
Ju 52/3m g3e — 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения BMW 132А-3 (725 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,92-мм пулемета MG 15 (на верхней турели и в нижней выдвижной установке); возможно размещение на внешней подвеске до 1500 кг бомб (3 250-кг или 30 50-кг). Экипаж — 3 чел. При применении в транспортном варианте возможна перевозка 18 пассажиров или 12 раненых на носилках или 1845 кг груза. Изготовлено 1027 единиц (873 фирмой «Юнкерс» и 154 — ATG).
Ju 52/3m g4e — вместо костыля применено хвостовое колесо, усилены шасси и пол грузовой кабины, устроен грузовой люк по типу имевшегося на одномоторных Ju 52. Силовая установка и пулеметное вооружение аналогичны Ju 52/3m g3е. Выпускался с 1935 г. Выпущено 1053 экземпляра (933 «Юнкерсом» и 120 — ATG). Некоторое количество приспособлено для эксплуатации в условиях Северной Африки — такие самолеты обозначались Ju 52/3m g9e, или же Ju 52/3m g4e(trop). 12 единиц переоборудованы в «эскортные» машины для сопровождения групп транспортных самолетов, совершавших полеты в Северную Африку. Они сохранили турель с пулеметом MG 15, получили дополнительную башню с 20-мм пушкой MG 151/20, два боковых MG 15 и один MG 15 во вновь установленной нижней корзине.
Ju 52/3m g5e — двигатели BMW 132Т-2 (830 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,92-мм пулемет MG 15 на верхней турели; возможна установка 2 таких же пулеметов в боковых окнах. Экипаж 5 чел. Выпускался в 1939-1941 гг., изготовлен 231 самолет — все «Юнкерсом».
Ju 52/3m g6е — аналог Ju 52/3m g5e с упрощенным составом радиооборудования. Выпущено 173 машины: 13 «Юнкерсом» и 160 — ATG.
Ju 52/3m g7e — увеличен бортовой грузовой люк, ликвидирован грузолюк в крыше фюзеляжа. В состав оборудования введен автопилот. Стрелковое вооружение — 1 7,92-мм пулемет MG 15 на верхней турели (на части машин — ещё один такой пулемет в надкабинной турели); возможна установка два таких же пулеметов в боковых окнах. Экипаж — 4 чел. С 1941 г. «Юнкерс» выпустил 134 самолета.
Ju 52/3m g8e — двигатели BMW 132Z (850 л.с). Стрелковое вооружение первоначально аналогично Ju 52/3m g7e, но на самолетах первых серий отсутствовала возможность установки надкабинной турели. В ходе производства на верхней турели стали устанавливать 13,2-мм пулемет MG 131. Самый массовый вариант — с 1941 г. выпущено 1421 самолет (793 фирмой «Юнкерс», 624 — ATG и 4 — PIRT; кроме того, последняя фирма изготовила 22 самолета для ВВС Венгрии).
Ju 52/3m g10e — внесены незначительные изменения. Выпускался фирмой «Амио», изготовлено 200 самолетов, в т.ч. некоторое количество Ju 52/3m g11e с противообледенительной системой и Ju 52/3m g12e с бронированием кабины экипажа.
Ju 52/3m g14e — двигатели BMW 132L (830 л.с). Стрелковое вооружение — 1 13,2-мм пулемет MG 131 на верхней турели; возможна установка 2 7,92-мм пулеметов MG 15 в боковых окнах. Кабина экипажа частично бронирована. Фирма «Амио» изготовила 316 единиц.
Ju 52/3m See — поплавковый военно-транспортный вариант. Переоборудовано несколько самолетов, в т.ч. модификаций Ju 52/3m g4e и Ju 52/3m g8e.
Ju 52/3m MS — самолет-тральщик для борьбы с магнитными минами. Переоборудовано несколько десятков машин. Такие самолеты получили прикрепленный к нижней поверхности крыла кольцевой обтекатель с катушкой индуктивности внутри. Для питания этого устройства служил специальный генератор с приводом от автомобильного бензомотора мощностью 55 л.с. — этот агрегат устанавливался в фюзеляже. Самолет-тральщик летел над морем на высоте 50 м, а создаваемое соленоидом сидное магнитное поле вызывало детонацию мин с магнитными взрывателями.
«Амио» ААС.1 «Тукан» — самолет французского производства. С конца 1944 г. до начала 1948 г. выпущено 415 машин.
CASA 352 — вариант, выпускавшийся по лицензии в Испании с 1945 г. Изготовлено 170 единиц, получивших в ВВС обозначение Т.2
Летно-технические характеристики самолета Юнкерс Ju 52/3m
- Двигатели: BMW 132А-3
- мощность, л.с.: 725
- Размах крыла, м.: 35,02
- Длина самолета, м.: 26,3
- Высота самолета, м.: 7,5
- Площадь крыла, кв. м.: 184
- Масса, кг:
- пустого самолета: 5725
- взлетная: 10 508
- Скорость, км/ч:
- максимальная: 305
- крейсерская: 240
- Время набора высоты 1000 м, мин: 4,0
- Практический потолок, м.: 6000
- Дальность полета, км.: 1540
Боевое использование Юнкерс Ju-52/3m
Поставки Ju 52/3m g3e в части зарождающихся люфтваффе начались весной 1934 г. Самолет рассматривался как временное вооружение бомбардировочных частей — до начала поставок полноценных бомбардировщиков. Первыми их получили группы «Тутов» и «Фассберг», впоследствии реорганизованные в I/KG 152 и I/KG 154. В общей сложности трехмоторными «Юнкерсами» (совместно с имевшимися в меньшем количестве «Дорнье» Do 11 и Do 23) укомплектовали пять бомбардировочных эскадр. Как правило, каждая
группа имела смешанный состав — два отряда «юнкерсов» и один «дорнье».
В 1936 г. Ju 52/3m появились в Испании. В отличие от большинства других немецких самолетов, гражданская война в этой стране не была боевым дебютом для трехмоторных «юнкерсов» — ранее они уже «отметились» в конфликтах в Латинской Америке (между Колумбией и Перу, а также между Боливией и Парагваем), где применялись в качестве транспортных и бомбардировщиков. В Испании первые 20 Ju 52/3m gЗе появились уже через неделю после начала мятежа. С 20 июля 1936 г. они использовались для переброски войск мятежников из Марокко. 14 августа такие самолеты впервые применялись как бомбардировщики, нанеся удар по аэродрому Хетафе под Мадридом. С ноября 1936 г. к боевым действиям подключились «юнкерсы» легиона «Кондор» — его бомбардировочная группа К/88 располагала тремя отрядами Ju 52/3m (по штату 36 самолетов). Однако уже в феврале следующего года эта группа начала перевооружаться более современными машинами, a Ju 52/3m передавались испанцам. В конце 1937 г. ВВС франкистов располагали двумя группами таких самолетов, применявшихся как ночные бомбардировщики. Последний их боевой вылет состоялся 26 марта 1939 г. В общей сложности франкисты получили 55 Ju 52/3m, из них к концу боевых действий в строю оставалось лишь 23 машины.
В Германии к концу 1937 г. самолеты Ju 52/3m оставались на вооружении лишь одной бомбардировочной группы — IV/KG 152, ставшей основой для формирования военно-транспортной авиации. 1 октября 1937 г. её переименовали в «боевую группу специального назначения» — KGr.z.b.V 1, ставшую первой частью люфтваффе, предназначенной для высадки воздушных десантов. 13 марта 1938 г., во время аншлюса Австрии, группа доставила батальон парашютистов на аэродром Грац-Талерхоф.
К лету 1939 г. люфтваффе располагали уже четырьмя транспортными группами, сведенными в эскадру KGz.b.V 1, а в августе, накануне нападения на Польшу, сформировали ещё две эскадры — KGz.b.V 2 и KGz.b.V 172 (последняя была укомплектована мобилизованными гражданскими Ju 52/3m, взятыми у авиакомпании «Люфтганза»), На 1 сентября 1939 г. люфтваффе располагали 552 Ju 52/Згл (включая 59 мобилизованных).
В ходе Польской кампании высадка воздушных десантов не осуществлялась, но Ju 52/3m широко привлекались для снабжения по воздуху передовых частей вермахта и групп люфтваффе на передовых аэродромах. Боевые потери составили 12 самолетов, ещё 44 разбились в авариях. После окончания кампании большинство авиатранспортных частей были расформированы — осталась лишь эскадра KGz.b.V 1.
Новое развертывание военно-транспортной авиации началось накануне операции «Везерюбунг» — захвата Дании и Норвегии, в котором этому роду люфтваффе отводилась особо важная роль. Лишь в марте 1940 г. на базе учебных частей сформировали 10 авиатранспортных групп. К 9 апреля транспортная авиация люфтваффе располагал 571 Ju 52/3m (включая несколько самолетов в поплавковом варианте, входивших в группу KGr.z.b.V 108). За Норвежскую кампанию группы Ju 52/3m совершили свыше 3000 вылетов, перевезя более 29 тыс. человек, почти 1200 т горючего и примерно вдвое больше других грузов.
После «Везерюбунга» передышки не последовало -начался блицкриг на Западе. Для операций против Франции и стран Бенилюкса сосредоточили 430 Ju 52/Згл в 11 группах (эскадры KGz.b.V 1 и KGz.b.V 2 в полном составе, а также группы KGr.z.b.V 101, 104 и 106). Они обеспечивали высадку массированных воздушных десантов — как парашютных, так и посадочных. Хотя большинство десантных сил в первой волне достигли полного успеха, включая и захват мостов под Маасом у Дордрехта, десантники встретили жесткое сопротивление голландцев, а потери в транспортных частях составили 40%. Правда, из 162 разбитых Ju 52/3m 53 были отремонтированы, а 47 разобраны на запчасти.
В декабре 1940 г. группа lll/KGz.b.V 1 (53 самолета Ju 52/3m) была направлена в Италию для поддержки операций итальянских войск на Балканах. В течение 50 дней эти машины выполнили 4000 полетов в Албанию, перевезя 30 000 человек, 4700 т грузов и эвакуировав более 8000 раненых. 6 апреля 1941 г. Германия начала войну против Югославии и Греции. 26 апреля 270 Ju 52/3m обеспечивали высадку десантников, захвативших Коринфский канал. 20 мая настал черед Крита -для этой невиданной по масштабам десантной операции сосредоточили 493 «юнкерса». Хотя операция завершилась успехом потери были крайне тяжелыми -как среди парашютистов, так и среди
транспортных групп, лишившихся 271 Ju 52/3m. Из-за этого для операции «Барбаросса» люфтваффе смогли выделить лишь четыре группы с такими самолетами — IV/KGz.b.V 1, KGr.z.b.V 50, 102 и 106. Между тем, Ju 52/3m оказались чрезвычайно нужными для снабжения наступающих частей вермахта.
В ноябре-декабре 1941 г. для снабжения войск в Северной Африке сформировали группы KGr.z.b.V 300, 400 и 500 (первая из них летала из Греции, а две другие — с Сицилии). Одновременно для применения на Восточном фронте формировались группы KGr.z.b.V 600, 700, 800, 900 и 999. Это оказалось как нельзя кстати — в январе 1942 г. советские войска окружили крупную группировку вермахта у Демянска. Люфтваффе сосредоточили в этом районе 11 транспортных групп и организовали воздушный мост, функционировавший до 18 мая 1942 г. Потери при этом составили 265 самолетов, в основном Ju 52/3m.
В конце 1942 г. люфтваффе пришлось организовать сразу два крупных воздушных моста: снабжать по воздуху окруженную под Сталинградом 6-ю армию, а также обеспечивать боевые действия в Тунисе (в связи с высадкой союзников в Алжире). Эти операции существенно подорвали мощь военно-транспортной авиации: лишь под Сталинградом с 24 ноября 1942 г. по 31 января 1943 г. было потеряно не менее 490 самолетов (из них 266 Ju 52/3m).
Весной 1943 г. транспортную авиацию реорганизовали. Её свели в 14-й авиакорпус в составе пяти эскадр, четыре из которых (TG 1, 2, 3 и 4) были вооружены Ju 52/3m — всего 14 групп. В связи с отступлением вермахта на Восточном фронте и поражениями в Северной Африке и Сицилии нагрузка на транспортную авиацию не снижалась. С конца 1943 г. группы I и II/TG 2, II и III/TG 3, а также I/TG 4 привлекались для снабжения войск в Крыму. В марте-апреле 1944 г. четыре группы с Ju 52/3m — I и IV/TG 1, 1ДО 3 и I/TG 4 использовались для снабжения 1-й танковой армии, окруженной у Каменец-Подольска. На 1 мая 1944 г. в транспортной авиации все еще числилось 24 группы и пять отдельных отрядов, из которых 14 групп и три отряда имели Ju 52/3m, но недостаток топлива и персонала, начиная с лета резко ограничил их боеспособность.
К началу 1945 г. с Ju 52/3m осталось только семь групп (I и II/TG 1, II и III/TG 2 и I, II и III/TG 3). В результате тяжелых потерь в последние три месяца боев (только на снабжении окруженного Бреслау было потеряно 165 Юнкерсов Ju 52/3m и Хейнкелей He-111) транспортная авиация сократилась наполовину и к концу боевых действий уже не представляла организованной силы.
Помимо транспортных задач, специально оборудованные Ju 52/3m MS применялись для траления магнитных мин. С октября 1940 г. такие самолеты испытывались в «спецкоманде Мауси» — Sonderkommando Mausi. В октябре 1942 г. её развернули в минно-тральную группу MSGr. 1, включавшую 6 отрядов. По состоянию на ноябрь 1943 г. группа располагала 74 «юнкерсами». Они действовали на различных ТВД — от Балтики до Эгейского моря, и даже применялись на Дунае для траления мин, выставленных американской авиацией.
Самолеты Ju 52/3m весьма широко экспортировались, как в гражданском, так и в военном варианте. Одним из первых покупателей транспортно-бомбардировочных машин стала Австрия, получившая 3 Ju 52/3m gЗе в 1936 г. Правда, уже в 1938 г. вследствие аншлюса эти самолеты вошли в состав люфтваффе. А вот в другом альпийском государстве — Швейцарии — «юнкерсы» прослужили гораздо дольше. Получив в 1939 г. 3 Ju 52/3m g4e, ВВС этой страны списали их только в 1982 г.!
Португалия в 1938 г. получила 10 Ju 52/3m, поступивших на вооружение эскадрильи ночных бомбардировщиков. Впоследствии парк португальских «юнкерсов» пополнялся: в 1950 г. было куплено 2 самолета в Норвегии, а в 1960 г. — 13 ААС.1 во Франции. Эти самолеты активно использовались в качестве транспортных в колониях Португалии, прослужив до начала 70-х гг.
ВВС Венгрии с вступлением во Вторую мировую войну мобилизовали 6 Ju 52/3m гражданской авиакомпании MALERT, а в 1942 г. получили от Германии 1 Ju 52/3m g7e в санитарном варианте. Кроме того, по лицензии местной фирмой PIRT построили 26 Ju 52/3m, 22 из которых получили венгерские ВВС.
Два Ju 52/3m g4e в 1939 г. купили ВВС Болгарии. В 1943 г. было получено ещё 2 Ju 52/3m g10e. После перехода Болгарии на сторону антигитлеровской коалиции этой стране передали ещё несколько Ju 52/3m, захваченных на территории Австрии. В ВВС Болгарии эти машины служили до начала 50-х гг.
В 1941 г. начались поставки Junkers Ju 52/3m Румынии. Ими вооружили 105-ю эскадрилью, а впоследствии ещё две — 112-ю и 118-ю. Самолеты активно использовались для снабжения румынских соединений, воевавших на Восточном фронте. В общей сложности Румыния получила 33 Ju 52/3m, а ещё 11 было захвачено у частей люфтваффе после перехода страны на сторону антигитлеровской коалиции в августе 1944 г.
ВВС Франции помимо самолетов ААС.1 использовали около 30 трофейных Ju 52/3m, прошедших капремонт. Самолеты ААС.1 активно применялись в войнах в Индокитае (не только в качестве транспортных, но и как бомбардировщики) и Алжире, служили в других французских колониях до начала 60-х гг. 45 машин эксплуатировались гражданской авиацией Франции.
В ВВС Испании самолеты CASA 352 прослужили до 1978 г. В 1958 г. они участвовали в боевых действиях в Западной Сахаре, применяясь как транспортные и бомбардировщики (последний в истории случай применения Ju 52/3m в качестве бомбардировщика).
Трофейные Ju 52/3m в послевоенное время эксплуатировались ВВС ряда стран, в частности, Норвегии и Чехословакии (под обозначением D-52). Служили они и в гражданских авиакомпаниях.
Несмотря на свою архаичную конструкцию с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси, Юнкерс Ю-52/3m оказался чрезвычайно удачной и долговечной машиной. Во время Второй мировой войны самолеты этого типа составляли основу военно-транспортной авиации люфтваффе. Они удачно сочетали достаточно большую вместительность с высокой надежностью и неприхотливостью в эксплуатации.
Оставьте свой отзыв