Родился в 1910 году в городе Баку (по другим данным — в Воронеже). С 1932 года стал служить в Красной Армии.
В звании лейтенанта служил младшим лётчиком 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа, был начальником парашютной службы части.
С 20 августа 1937 года принимал участие в национально — освободительной войне испанского народа в составе советских летчиков-добровольцев. Имел псевдоним «Викторио».
Был пилотом И-16, затем командовал звеном истребителей в эскадрильи А. И. Гусева.
«- Сблизился с «Фиатом» на 350 — 400 метров, — рассказывал Виктор Скляров. — «Ну, пора» — и пальцы на гашетку. И тут же себя одёрнул: «Спешишь! «Фиат» идёт впереди, в ус не дует. Не видит, значит». Подошёл к «Фиату» на 300 — 250 метров: «Ну!» А во мне будто второе «я» проснулось: «Чего торопиться? Ведь не видит тебя итальянец. Подойдёшь ближе — ударишь наверняка!» Первый-то, нетерпеливый, шепчет: «Уйдёт!» «Смотри: спокойненько летят. Не колготись!» — это терпеливый говорит. Дистанция уже 200 — 150 метров. «Стреляй! Раззява!» — орёт первый. Тогда второй ещё громче: «Подожди! Ну, милый, подожди!» — и словно держит рукой гашетку, не даёт пустить в дело пулемёты.
Я словно Иванушка на распутье: то с первым согласен, то со вторым. Не успеваю на гашетки нажать, пока на стороне первого своего «я», а второй — гашетки рукой держит.
120 — 100 метров до «Фиата». Тут оба гаркнули: «Давай!» Ну, я и ударил. Посмотрел — прав второй. Сразу после очереди мой «Фиат» вроде удивлённо этак задумался, на месте как бы застыл. Я едва отвернул, чтобы не столкнуться с ним, а затем «крестничек» клюнул — и к земле, выпустив страусиное перо дыма.
«Молодец! — хвалю себя. — Молодец, проявил выдержку, послушал умного человека…»
(Из книги А. И. Гусева — «Гневное небо Испании».)
Всего сбил 16 самолётов (7 лично и 9 в групповых боях), среди которых:
№ п/п | Дата | Самолёт противника | Район боя | Примечания |
1 | ??.09.1937 | Fiat CR.32 | — | |
2 | ??.10.1937 | Fiat CR.32 | — | |
3 | ??.12.1937 | Ме-109 | Теруэль | |
4 | 30.12.1937 | Ме-109 | Теруэль | лично |
5 | 30.12.1937 | He-111 | Теруэль | в группе |
Вечером 30 декабря 1937 года в воздушном бою в районе Теруэля сбил лично один Ме-109 и в составе группы один бомбардировщик Не-111, но и сам был сбит немецким пилотом обер-фельдфебелем Игнацем Престеле. Выпрыгнул с парашютом, но тот не раскрылся и лётчик погиб.
«30 декабря 1937 года произошло 2 ожесточённых воздушных боя. Утром 24 истребителя республиканцев, прикрывавшие 17 Р-Зет, встретились с 25 «Фиатами» и 10 Ме-109. В бою, продолжавшемся 25 минут часа, погиб лейтенант Александр Сумарев, его И-16 упал на республиканской территории. Лётчики Александр Гусев и Алексей Ильин получили ранения. Обоим удалось благополучно долететь и сесть на своем аэродроме. 1 И-15 загорелся, но сумел произвести посадку и на земле был потушен. Пилот — испанец, по отечественным данным, сломал ногу.
Второй бой состоялся вечером, когда вылетевшие на перехват 25 республиканских истребителей встретились с 20 Ме-109 и неизвестным числом бомбардировщиков и «Фиатов». В бою погиб лейтенант Виктор Скляров. Он покинул свой И-16, но парашют не раскрылся. Не долетел до своего аэродрома и Константин Доброницкий. На его И-16 сдал мотор, и лётчику пришлось садиться вынужденно. На пробеге самолёт врезался в каменный забор, лётчика выбросило из кабины, он получил тяжёлые ранения и 23 дня находился без сознания.
Немцы из 1.J/88 в этот день заявили о 2-х сбитых И-15 и 1 И-16, националисты из 2-G-3 — о 4 И-16. Республиканские лётчики заявили о 3-х сбитых «Фиатах», 1 Ме-109 и одном подбитом Не-111, который ушёл на одном моторе».
(С. В. Абросов — «Воздушная война в Испании».)
2 марта 1938 года, за бои в небе Испании, В. Д. Скляров посмертно был награждён орденом Красного Знамени. Похоронен в Вивер (Испания).
Оставьте свой отзыв